Печать
PDF

ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Заведующая ЦСО

Назарова Татьяна Сергеевна, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО.

Научные сотрудники ЦСО:

Тихомирова Ксения Михайловна, старший научный сотрудник, кандидат пед. наук, звание – старший научный сотрудник,

Кожевников Дмитрий Николаевич, старший научный сотрудник, кандидат пед. наук,

Кудина Ирина Юрьевна, старший научный сотрудник, кандидат пед. наук, звание - старший научный сотрудник.

Исследовательская работа Центра средств обучения ведется в рамках научной школы, созданной академиком АПН СССР С.Г. Шаповаленко на базе НИИ Школьного оборудования и технических средств обучения и далее – Института средств обучения РАО, реорганизованных в Центр средств обучения Института содержания и методов обучения РАО. В настоящее время научную школу С.Г. Шаповаленко активно продолжает, развивая ее идеи, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Татьяна Сергеевна Назарова.

Полученные под руководством Т.С. Назаровой результаты теоретико- практических исследований, позволили дать научное обоснование сложившемуся за последние десятилетия новому направлению (категории) общей дидактики, названной - «Инструментальная дидактика», раскрывающей закономерности системно - деятельностного инструментального подхода в образовании через триаду взаимосвязи «средства - среды - технологии» обучения, воспитания и развития. Этот подход позволил осуществить разработку методологии, теории и практики создания систем средств по предметным областям; культуротворческой среды обучения и воспитания как источников содержания образования, способов его трансляции и усвоения; создание когнитивных технологий на основе традиционных и злекгронных средств в контексте теории самоорганизации и оптимизации обучения как фактора трансформации постиеклассического научного знания в учебные предметы с учетом концепции ФГОС.

Результаты этой работы обобщены в коллективной монографии «Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения» (2012 г. - 27, 7 п.л.).

В Центре средств обучения осуществлена разработка проекта стандарта учебно-материальной базы школ – основы материально-техзнического и научно-методического обеспечения основных образовательных программ ФГ ОС:

- определены нормы и требования к созданию и использованию различных видов учебного оборудования, образовательной среде, предметным кабинетам и общим подразделениям школы, являющиеся также необходимым условием развития современной когнитивной индустрии учебного оборудования;

- созданы методика и технология организации сертификации продукции учебного назначения и среды жизнедеятельности школы на основе требований педагогической эргономики, ориентированных на разработку необходимого и достаточного учебного оборудования, инструментального и технологического оснащения среды жизнедеятельности школы, обеспечение безопасности, удобства и технологичности образовательного процесса, сохранение здоровья обучающихся и педагогов.

Результаты исследования представлены в монографии «Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования» (2013-2014 – 10 п.л.).

В целях реализации задач перехода к новым образовательным стандартам и модернизации инфраструктуры школы, поставленных президентской Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», были вскрыты проблемы модернизации материально-технического обеспечения образовательной среды школы и предложены подходы к их преодолению.

В рамках Федеральной программы «Наша новая школа» и комплексных программ РАО под руководством Назаровой Т.С. на всех этапах модернизации школы также осуществлено создание пакета нормативных документов, регламентирующих функционально - технологические требования к проектированию перспективных моделей учебно-материальной базы общеобразовательной школы с учетом необходимости обновления содержания образования, создания условий для дифференцированного обучения и преодоления перегрузки школьников. Результаты этих исследований положены в основу практики создания педагогической технологии проектирования, модернизации и строительства перспективных экспериментальных проектов школ и их оснащения (г. Когалым, г. Покачи Ханта - Мансийского р-на Тюменской обл. г. Дзержинский, г .Одинцово Московской обл., с. Петрово-Дальнее, Моск.обл., г. Москва, школа № 639 ул. Стасова).

Проблематика центра обусловлена принятой 21.01.2010 г. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», заявленной как «стратегическая политика в сфере образования», и направленной на постепенный переход на новые образовательные стандарты, «изменение инфраструктуры школьной сети», сохранения и укрепления здоровья школьников. Заявленная тема проекта полностью соответствует проблематике системы общего образования РФ и направлена на реализацию:

а) модернизации содержания общего среднего образования в соответствии с новым государственным образовательным стандартом посредством разработки концепции модернизации содержания предметных областей;

б) формирования новой технологической среды общего образования;

в) создания новой системы средств обучения с учетом их качества и эффективности, выявленных на основе действующих педагогико-эрногомических регламентов,

г) разработки методик и технологий использования новых средств обучения,

д) создания требований к инфраструктуре новой школы.

Выдвинутая проблематика исследования полностью отвечает утвержденной Федеральной целевой программе развития образования России на 2016-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №479).

Результаты работ и их применение, реализуемые условия применения. Результаты работ 2015 года основываются на фундаментальных и прикладных исследованиях предыдущих лет:

мониторинг учебно-материальной базы и качества средств обучения образовательного учреждения общего среднего образования («Аналитический доклад». 2014 г.);

«Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования» (монография, 2014- г.);

разработка педагогико-эргономических требований к созданию моделей школ нового типа, кабинетов и их инфраструктуры, проектировании и внедрении учебного оборудования и средств обучения в практику школ на основе действующей (до января 2015 года) системы сертификации средств обучения Учсерт.

В 2015 году проводится исследование закономерности и возможности трансформации постнеклассического научного знания в учебные курсы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин на примере ряда учебных курсов как условия формирования модели нового содержания через выявление существующих когнитивных барьеров, которые могут быть преодолены с помощью усовершенствованной системы средств обучения и внедрения новых когнитивных технологий. По материалам исследования опубликованы следующие работы:

Современные проблемы методики химии. Т.С. Назарова. Естественно научное образование: вектор развития//Сб. под общей редакцией академика В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. Москва: Издательство московского университета, 2015. С.27-58.

Электронные приложения к учебникам по литературе: содержание и функциональные возможности. Кудина И.Ю. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск №1(13), 2015. Казань, ЮНИВЕРСУМ, 2015 , с.310-314.

Компьютерные программы игрового вида и педагогико-эргономические требования к ним. Тихомирова К.М., Мерзликина И.В. Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск №1(13), 2015. Казань, ЮНИВЕРСУМ, 2015, с.527-533

Биология. Лесная Родина, или путешествие к Природе. Ерхова Н.В. Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников. Методические рекомендации. Москва, 2015. с. 119-130.

Приоритетные направления исследований Центра средств обучения связаны с:

созданием системы научно-технической и педагогико-эргономической документации, отражающей структуру и основы построения национального стандарта УМБ с целью качественного материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС (техническое задание на разработку национального стандарта УМБ);

разработкой программы стандартизации, включающей регламенты (требования) следующих объектов:

учебно-материальную базу школы (требования к структуре и составу);

перечни учебного оборудования по всем учебным предметам для базового и углубленного обучения;

школьные здания и пришкольные участки (номенклатура зданий и педагогико-эргономические требования к ним); учебные кабинеты и подразделения (номенклатура учебных кабинетов;

педагогико-эргономические и санитарно-гигиеническиие требования, методика аттестации);

средства обучения (педагогико-эргономические требования СО, требования безопасности, методика оценки качества СО);

мебель (номенклатура мебели, типы, функциональные размеры, общетехнические требования, методы испытания).

Научные сотрудники постоянно поддерживают связь со школами. В практику преподавания внедрено более 400 разработанных ими средств обучения.

.

Joomla 1.6 template