Печать
PDF

Центр стратегии и теории воспитания личности

Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО (в настоящее время Центр стратегии и теории воспитания личности ИСРО) был создан в 1994 году.

Его основатель и первый руководитель - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Ивановна Новикова.

В разные годы в Центре работали: действительный член РАО Л.И. Новикова, член-корреспондент РАО В.А. Караковский, член-корреспондент РАО А.В. Мудрик, доктор педагогических наук И.Д. Демакова, доктор философских наук Н.М. Смирнова.

В настоящее время здесь работают: доктора педагогических наук: Л.В. Алиева, И.Ю. Шустова, кандидаты педагогических наук: Г.Ю. Беляев, П.В. Степанов, И.В. Степанова, научный сотрудник И.С. Парфенова.

Руководит Центром доктор педагогических наук, профессор, член­ корреспондент РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования Наталия Леонидовна Селиванова.

Центр осуществляет научно-исследовательскую, проектную, консалтинговую и экспертную деятельность.

Направления исследований

  • Методологические проблемы теории воспитания;
  • Развитие школы как воспитательной системы;
  • Критериальное обеспечение процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения;
  • Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя;
  • Проектирование и адаптивное управление развитием воспитательного
  • пространства микрорайона, муниципалитета, региона;
  • Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и методика его реализации в практике;
  • Детские общественные объединения субъекты социально- педагогической реальности и их воспитательный потенциал;
  • Воспитание в системе дополнительного образования;
  • Разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей;
  • Адаптивное управление воспитательной системой образовательного учреждения;
  • Диагностика и мониторинг эффективности воспитательного процесса;
  • Факторы, определяющие взаимосвязь теории и практики воспитания в ситуации парадигмального сдвига;
  • Новые субъекты социально-педагогической реальности и их воспитательный потенциал. Основные ограничения и риски в процессе взаимодействия различных субъектов социально-педагогической реальности;
  • Оценка качества воспитания;
  • Разработка перспективных моделей воспитания;
  • Анализ зарубежных теорий воспитания и тенденций их развития;
  • Мотивация педагогов к воспитательной деятельности;
  • Внеурочная деятельность школьников;
  • Воспитательный потенциал нового ФГОС.

Партнеры

В рамках Центра долгие годы функционировали: лаборатории теории и практики воспитательных систем на базе Владимирского ИПК и Тульского ИУУ, исследовательские лаборатории на базе образовательных учреждений и органов управления образованием городов Москвы, Перми, Тулы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Владимирской, Тверской,  Тульской областей.

Сегодня сотрудники Центра активно сотрудничают с кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного университета, с Институтом управления образованием РАО (филиалом в г. Санкт Петербурге), с кафедрой педагогики и психологии ИИГСО Новосибирского педагогического университета, с центром социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, с кафедрой менеджмента и образовательных технологий Ульяновского педагогического университета, с департаментом образовательных про грамм Высшей школы экономики, с Институтом педагогического образования Тверского государственного университета, с кафедрой педагогики и методики преподавания Тольяттинского государственного университета, с Костромским государственным педагогическим университетом, с кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, с Владимирским институтом развития образования им. Л.И. Новиковой, с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования, с Тульским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, с Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», с Центром «Педагогический поиск», с лицеем Бауманский г.Йошкар-Ола.

Экспериментальные площадки

Внедрение научных разработок велось на базе экспериментальных площадок Центра: МОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород, ГБОУ СОШ №825 г. Москвы, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», МБОУ «Гимназия №ЗЗ» г. Ульяновск.

Научные достижения

К научным достижениям Центра можно отнести:

-  разработку методологических основ и базовых гуманитарных подходов к воспитанию;

-  введение в научный аппарат теории воспитания и разработка блока

-  новых понятий, составляющих методологическую основу современного

-  познания воспитания: школьный воспитательный коллектив, воспитательная система, воспитательное пространство, полисубъектность воспитания, личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя, педагогическое событие.

-  разработку теории детского коллектива: рассмотрение его как сложной социально-психологической системы, для которой характерно единство организации и психологической общности, рассмотрение личности ребенка в коллективе как в аспекте ее идентификации с коллективом, так и в аспекте ее обособления в нем;

-  разработку теории воспитательных систем: обоснование сущности гуманистических и авторитарных воспитательных систем; выявление специфики воспитательных систем образовательных учреждений разного типа и статуса; разработка технологии моделирования воспитательной системы, определение основных характеристик становления и развития воспитательных систем; разработка критериев их эффективности; разработка методик диагностики результативности функционирования воспитательных систем;

-  разработку концепции полисубъектности воспитания как условия конструирования социально-педагогической реальности, выявление специфического потенциала традиционных и новых субъектов воспитания в системе образования и открытом социуме;

-  разработку концепции воспитательного пространства как результата взаимодействия субъектов воспитания в открытом социуме;

-  разработка концепции развития детско-взрослой общности;

-  разработку теоретико-методологических основ становления личностно-

-  профессиональной позиции педагога как воспитателя и его профессиональной подготовки в системе непрерывного образования;

-  разработку системы оценки качества воспитания;

-  разработку методических рекомендаций и примерных программ организации внеурочной деятельности школьников в рамках нового ФГОС;

-  разработку концепции и программы «Детское общественное объединение в системе социального воспитания юношества»

Публикации

1. Теория и практика воспитательных систем. КН.1 ,2. / Под ред. Л.И.Новиковой. - М., 1993.

2. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Ред. Л.И.Новикова, В.А.КараковскиЙ. - М., 1996.

3. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор - составитель Е.И.Соколова/ Под общей редакцией Н.Л.Селивановой. - М.: Педагогический общество России, 1998. - 336с.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.НовиковоЙ, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М., 1999.

5. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост и отв. ред. Д.В.Григорьев, ред. Е.И.Соколова. - Пермь, 2001. - 128с.

6. Степанов П.В. Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. - М., 2003.

7. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания /Ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова. - М. - Тверь: 000 «ИПФ «Виарт», 2004 - 336 с.

8. Школа воспитания: 825-й маршрут /Под ред. В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. - М., 2004.

9. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сб. научных трудов / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - СПб. , 2005. - 236 с.

10.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В.Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя/под ред. Л.И.Виноградовой. - М., 2006. - 207 с.

11.Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально­ педагогической реальности (научная концепция) / ред. Н.Л.Селиванова - М.: ИТИП РАО, 2009. - 64 с.

12.Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально­ педагогической реальности. Сборник научных трудов / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И.СоколовоЙ. - М.: ИТИП РАО, 2009. - 304 с.

13.Степанов П.В. Развитие школы как воспитательной системы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. - 15 п.л. - 10000 экз.

14.Л.И.Новикова Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. ­ М., 2010. - 335 с.

15.Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике/Н.Л.Селиванова. - М.: УРА О ИТИП, 2010. - 168 с.

16.Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

17.Взаимосвязь теории и практики воспитания в ситуации парадигмального сдвига - основа развития воспитательного потенциала учительства: Сб. научных трудов/ Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. - М.; Тверь: 000 «ИI1Ф «Виарт», 2010. - 158 с.

18.Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов/ Под ред. И.Д.Демаковой, Д.В. Григорьева, Е.И. Соколовой. - М.: Тверь. - 2011. - 148 с.

19.Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала

российского учительства/под ред. Н.Л.Селивановой, П.В. Степанова. - М., 2011. -176 с.

20.Гуманистические воспитательные системы сегодня: сб. статей./ Ред. Н.Л.Селиванова. Е.И. Соколова. - М., 2011. - 285 с.

21.Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова. - М.- Тверь, 2011. - 200 с.

22.Критерии и способы оценки качества воспитания в системе общего

образования: сб. научных трудов/ Под ред. Н.Л.Селивановой, П.В.Степанова. - М. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. - 120с.

23.Культурные формы воспитания: состояние и перспективы развития: сб. научных статей/ Под ред. И.Д.Демаковой, Д.В.Григорьева. - М. ­ Екатеринбург.: Банк культурной информации, 2012. - 244 с.

24.Детская общность как объект и субъект воспитания: монография. Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М. - 2012 - 12 п.л.

25.Развитие детско-взрослой общности в современной системе образования (концепция) - М.: ИТИI1 РАО; Тверь: 000«Типография «Виарт». - М. - 2012. - 1,5 п.л.

26.Алиева, Л.В. Теоретические основы и принципы внеучебной деятельности как инновационного блока воспитательной системы вуза: монография/Л.В. Алиева, И.В.Руденко, Н.А Нефедова. - М., 2014. - 6 П.Л.

27.Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ П.В.Степанов, Д.в.григорьев - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.

28.Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций /П.В.Степанов, И.В.Степанова - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.

29.Перспективные модели воспитания школьников и студентов: Сб. статей / Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.: 2014. - 212 с.

Книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!» присуждена премия Президента России в области образования за 1997 г.

Экспертная деятельность

Сотрудники центра являются экспертами ведущих научных фондов: РГНФ, РНФ, Московского Центра качества образования Департамента образования Москвы.

Повышение квалификации

Сотрудники Центра постоянно участвуют в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров различных городов и регионов: Москва, Воронеж, Тверь, Тула, Йошкар-Ола, Новосибирск, Ульяновск, Кострома, Челябинск, Сахалин, Камчатка и др.

Награды

Сотрудники центра являются лауреатами премии Президента России в области образования (Л.И.Новикова, В.А.КараковскиЙ, Н.Л.Селиванова); награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» (Л.И.Новикова и В.А.Караковский), медалью К.Д.Ушинского (Л.В.Алиева, В.А.КараковскиЙ, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова), медалью «Молодому ученому за успехи в науке» (Д.В.Григорьев и П.В.Степанов); звания «Народный учитель СССР» (В.А.КараковскиЙ), Золотой Медалью РАО (Н.Л. Селиванова.)

Анонсы

Сотрудники Центра принимают участие в организации и проведении научно-практической конференции "Воспитание социокультурной реальности малого города: векторы развития и ресурсы". 14-17 октября 2015 г. Тверь.

Сотрудники центра примут участие в II! Международном конгрессе «Образование личности: стандарты и ценности» (далее - Конгресс), который состоится 24 - 25 сентября 2015 г. в Москве на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Проекты

Проекты РГНФ.

1. «Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития»

Рук.Н.Л.Селиванова

Проект направлен на анализ теории воспитания в контексте изменений, про исходящих в современной гуманитарной науке и социальной практике. Он предполагает, как выявление ключевых проблем, препятствующих продуктивной динамике данной отрасли педагогики, так и определение перспектив (сценариев) ее развития. Это позволит скорректировать, уточнить и конкретизировать отдельные фундаментальные положения теории воспитания, что в свою очередь поможет ей в более адекватном описании и объяснении педагогической действительности.

2. «Теоретические и методические основы конструирования опытно­ экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования»

Проект направлен на решение фундаментальной проблемы для сферы гуманитарного знания о детстве - определение возможности и допустимости, неразрушающих способов и границ исследовательского и проектировочного проникновения в реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, которая составляет основу процесса воспитания. При этом проект прагматически ориентирован на: 1) выявление тенденций актуального состояния и особенностей организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования; 2) определение потенциала опытно-экспериментальной работы для инновационного развития образовательных организаций; 3) концептуализацию конструирования опытно-экспериментальной работы по воспитанию; 4) разработку приоритетной проблематики, способов и средств, методов и технологий, обеспечивающих успешность экспериментирования в области воспитания; 5) технологизацию обучения практических педагогов и других образовательных специалистов конструированию опытно-экспериментальной работы в воспитательной сфере общего образования.

Сотрудники центра в 2013-2014 годах принимали участие в проектах:

1. III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений "Воспитать человека-2013", который проводился в соответствии с приказом Минобрнауки России.

2. Всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России».

3. Разработка, апробация и экспертное обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации».

Проект реализовывался в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» мероприятия 2 Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» под мероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей».

Список сотрудников центра:

1. Селиванова Наталия Леонидовна, руководитель Центра
2. Степанов Павел Валентинович
3. Алиева Людмила Владимировна
4. Шустова Инна Юрьевна
5. Степанова Ирина Викторовна
6. Беляев Геннадий Юрьевич
7. Парфенова Ирина Сергеевна

 

.
Joomla 1.6 template