Печать
PDF

ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Дискуссия о взаимосвязи науки и философии, интенсивно ведущаяся с середины XXи активно продолжающаяся в настоящее время, вовлекла в число обсуждающих эту злободневную проблематику и представителей педагогической науки и философии образования. Разделяет педагогическую науку и философию образования четкая демаркационная линия или нет? Вполне очевидно, что от ответа на этот вопрос напрямую зависит как содержательно определяются предметные границы этих дисциплин и как отстраивается их методологический базис. Характер ответа на этот вопрос обусловливает и то, как понимаются и истолковываются познавательные возможности педагогической науки и философии образования, как формируется их понятийный каркас, как задаются их исследовательские стратегии.

Участниками дискуссии обосновываются следующие две хорошо аргументированные позиции: 1) педагогическую науку необходимо так объединить с философией образования, чтобы образованный ими сплав стал надежным фундаментом для проведения исследований в сфере образования (позиция, связанная с феноменологическими, герменевтическими, экзистенциальными и другими мировоззренческими установками); 2) педагогическую науку следует основательно «очистить» от философии образования, «деметафизикализировать» ее и освободить о бремени непроверяемых на опыте философских спекуляций (позиция, берущая свое начало в позитивизме).

Лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО разделяется первая позиция, согласно которой педагогическая наука и философия образования должны стать, если и не единым целым, то взаимодополняющими дисциплинами. Тот факт, что практически все крупные научные теории проникнуты философскими идеями и то обстоятельство, что философия играет эвристическую роль в научных открытиях, рассматриваются как придающие дополнительную весомость занимаемой лабораторией позиции.

В последние годы и в нашей стране, и за ее рубежами ученые, фокусирующие свое исследовательское внимание на человековедческой тематике, проявляют все больший интерес к проблеме теоретического развития педагогической науки. Вопросы, касающиеся структуры и функций педагогической теории, стали одними из приоритетных для научного сообщества педагогов-исследователей. Их заинтересованно обсуждают, им посвящают конференции, для осмысления этих вопросов ученые объединяются в группы, проводящие целенаправленную работу по выявлению особенностей и специфических черт, характерных для современного педагогического теоретизирования. Причина столь внимательного отношения педагогов-исследователей к этим вопросам вполне очевидна: педагогическая теория есть наиболее полное выражение результатов исследования образовательных явлений. Педагогическая теория, в отличие от других форм фиксации результатов познавательной деятельности, в которых находят отображение лишь отдельные качества, свойства и отношения, присущие образовательной действительности, дает целостное знание о закономерностях бытия сферы образования, о детерминантах и факторах, обусловливающих изменения, происходящие в ней.

Сегодня как никогда ранее стало понятным, что только выверенной в научном отношении педагогической теории под силу справиться с нарастающим плюрализмом отдельных видений, воззрений, взглядов, высказываний, утверждений и гипотез, часто подменяющих собой системное рассмотрение тех или иных образовательных явлений и нередко выдающих себя за последнее слово педагогической науки.

При поведении аналитической работы, ориентированной на выявление структуры, функций и роли теории в современной педагогической науке, исследователи сталкиваются с обилием трудно решаемых задач, относящихся далеко не только к педагогике, но и к логике, гносеологии, методологии, философии науки, социологии науки, психологии, языкознанию. Рассмотрение этих задач по отдельности не дает возможности сложить адекватное сегодняшнему дню представление о месте, значении, архитектонике и конфигурации педагогического теоретизирования в деле познания природы образовательной действительности. И потому, исследовательская стратегия, выстраиваемая в лаборатории теоретической педагогики и философии образования, нацелена на учет многих взаимосвязанных факторов, среди которых гносеологические, логические, методологические, семиотические, лингвистические и ряд других.

Нет никаких сомнений в том, что решать сложные задачи педагогика сможет лишь тогда, когда будет обладать стройным научным аппаратом, действенными научными методами, отработанной и разветвленной методологией и когда научное педагогическое знание будет отвечать критериям предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности. Нет сомнений и в том, что педагогическая наука должна стать системой, обладающей высокой степенью самоорганизации и расширенным воспроизводством. Системой, результаты научной деятельности которой будут в полной мере являться фундаментом развития образования — одного из главных институтов культуры.

На изложенных выше концептуальных положениях сотрудники лаборатории теоретической педагогики и философии образования и выстраивают свою плановую исследовательскую научную работу.

Краткий перечень исследовательских тем, составляющих ядро долгосрочной программы научной работы лаборатории теоретической педагогики и философии образования:

  1. Педагогическая теория как особая форма научно-педагогического познания.
  2. Педагогическая теория как идеализированное отображение образовательной реальности.
  3. Цели и функции педагогической теории.
  4. Основные типы научно-педагогических теорий.
  5. Структура научно-педагогических теорий.
  6. Категориально-понятийный состав педагогических теорий.
  7. Теоретические и эмпирические понятия в составе языка педагогической науки и теории.
  8. Взаимосвязь педагогических теорий и специфика их интертеоретических отношений.
  9. Мировоззренческие, семантические и прагматические аспекты педагогического теоретического знания.
  10. Аксиологическое измерение педагогических теорий.
  11. Методологические основания и принципы построения педагогических теорий.
  12. Закономерности и особенности развития педагогического теоретического знания.
  13. Проверка, подтверждение и опровержение педагогических теорий.
  14. Структура научно-педагогического теоретического описания, объяснения и предвидения.
  15. Критерии демаркации педагогического теоретического знания и ненаучного знания об образовательных явлениях.

В лаборатории ведутся работы по следующим исследовательским темам:

  1. Теоретический базис, понятийный аппарат и исследовательский инструментарий педагогической семиологии.
  2. Философия образования как методологическая основа прогнозирования непрерывного развития системы отечественного образования.
  3. Теоретические подходы и прикладные модели формирования функциональной грамотности обучающегося.

Сотрудники лаборатории взаимодействуют с учёными Института философии РАН, Института психологии РАН, Института социологии РАН; с учёными, представляющими кафедры педагогики, психологии, философии, культурологии, политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) и других ведущих университетов страны.

Заведующий лабораторией – Лукацкий Михаил Абрамович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, автор около 300 печатных работ.

Сфера научных интересов: философия науки, теория и методология педагогической науки, история философии, история педагогики, философия культуры, философия образования.

Общественная и внелабораторная деятельность:

  1. Главный редактор журнала «Известия РАО».
  2. Член Экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.
  3. Член Экспертного совета РГНФ.

Под научным руководством М.А. Лукацкого защищены 2 – докторские и 8 кандидатских диссертаций.

Список сотрудников лаборатории:

1. Лукацкий Михаил Абрамович
2. Турбовской Яков Семенович
3. Аксенова Эльвира Айсеновна
4. Ермоленко Валентина Андреевна
5. Невская Валентина Ивановна
6. Сидон Луиза Монесовна
7. Артюхова Ирина Серегеевна 
8. Мариносян Тигран Эмилович

.
Joomla 1.6 template