Печать
PDF

Сотрудники Центра филологического образования:

Александрова О. М., к.пед.н., с.н.с.  заведующий Центром

Беляева Н.В., д.пед.н., заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, ветеран  труда, ведущий научный сотрудник.

Ланин Б.А., д. филолог.н., ведущий научный сотрудник.

Макарова Д.В., д. пед.н., ведущий научный сотрудник.

Аристова М.А., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Бабинский М.Б., к.пед.н., старший научный сотрудник.

Бердышева Л.Р., к. филолог.н., старший научный сотрудник.

Биболетова М.З., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Гостева Ю.Н., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Критарова Ж.Н., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Самойлова Е.А., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Стрижекурова Ж.И., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Трубанёва Н.Н., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Шамчикова В.М., к. пед.н., старший научный сотрудник.

Васильевых И.П., научный сотрудник.

Габеева К.А., научный сотрудник.

Добротина И.Н., научный сотрудник.

Ускова И.В., научный сотрудник.

Центр филологического образования,€ - одно из старейших научных подразделений Института,€ - создан в 1995 году. Непосредственными предшественниками Центра, заложившими основу, традиции российского школьного филологического образования, были лаборатории обучения русскому языку и литературе, являвшиеся неотъемлемой составной частью Института содержания и методов обучения на всём протяжении его деятельности, и Институт преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР.

В разные годы здесь работали известнейшие российские учёные: В.А. Добромыслов,  Н.М. Шанский, Н.З. Бакеева, К.В.Мальцева, А.В. Текучёв, М.Т. Баранов,  М.М. Разумовская, Е.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Г.И. Беленький, И.В. Рахманов, В.Д. Аракин, А.А. Миролюбов, И.Л. Бим, Е.С. Полат, М.В. Черкезова, А.И. Власенков, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.

Научные исследования, проводившиеся сотрудниками подразделений,  вошедших в состав Центра, определили развитие методики преподавания русского языка, литературы и иностранных языков второй половины прошлого - начала нынешнего века.

В условиях изменившейся социокультурной реальности XXI века и начавшейся в связи с этим модернизации российского образования направления научных исследований Центра связаны с разработкой фундаментальных проблем теории и методики языкового (русский язык как государственный, иностранные языки) и литературного образования. На основе изучения истории и методики современного социокультурного контекста школьного образования  в Центре обоснованы основные направления модернизации содержания филологического образования в школе: обновление целей обучения учебным предметам филологического цикла; усиление их метапредметного статуса в современной системе школьного образования; реализация культурной интеграции школьников в  современный поликультурный, полиязычный российский социум и в мировое культурное и информационное пространство.  С этих позиций разработаны основные концептуальные подходы к формированию содержания  и структуры учебных предметов филологического цикла, современные методики и технологии обучения.

С учётом социокультурных потребностей современного российского общества  обоснована необходимость  корректировки содержания языкового образования в контексте особенностей социокультурной и  языковой ситуации, сложившейся в современной  России;  определены  цели языкового образования, разработаны концептуальные подходы к проектированию содержания языкового образования в целом и применительно к учебным предметам «Русский (родной) язык», «Русский язык как государственный» и «Иностранный язык»; с позиций личностно ориентированного, компетентностного,  когнитивно-коммуникативного, культурологического (социокультурного) подходов обоснованы  структура и содержание обучения учебным предметам языкового цикла.

В Центре проведено  системное исследование нового содержания общего среднего литературного образования в современном российском социуме;  определены цели, задачи и структура содержания литературного образования. Разработаны направления обновления содержания литературного образования: модернизация литературного образования в новой информационной среде;  самостоятельное чтение учащихся как составная часть литературного образования; уточнение понятийного аппарата учебного предмета «Литература» в современной школе. Научно-методические труды сотрудников Центра открыли дорогу в современные программы по литературе новым именам.

Результаты исследований Центра филологического образования отражены в многочисленных публикациях, среди которых научные монографии: 

Александрова О.М., Львова С.И., Кудрявцева Т.С., Карашева Н.Б, Биболетова М.З. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме / науч. редактор О.М.  Александрова - М.:  Экон-Информ.,  2014.

Александрова О.М., Львова С.И., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., Кудрявцева Т.С., Карашева Н.Б., Биболетова М.З., Ланин Б.А., Черкезова М.В.Закономерности становления содержания филологического образования в современном социуме /  науч. редактор Александрова О.М.-€“ М.: Экон-Информ.,  2014.

Ланин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы: антология. - Саппоро: Центр славянских исследований Хоккайдского ун-та, 2001.

Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия-практикум. -“ М.: ЭКСМО, 2007.

Ланин Б.А. Литературное образование в XIX-XXI вв.: монография. -€“  М.: ВГНА, 2005.

Ланин Б.А., Гиллеспи Д. Русская проза в канун постмодернизма: монография. -€“ М.: ВНГА, 2004.

Ланин Б.А., Каидзава Х. Современная русская литература: монография. - Токио: ун-т Васеда, 2013. (на японском языке)

Ланин Б.А., Каидзава Х. Сорокин и Пелевин: диалог отвернувшихся: монография. -€“ Токио: ун-т Васеда, 2015. (на японском языке)

Очерки становления и развития методик общего среднего образования. Том 1. Часть 1: Гуманитарное образование до середины ХХ века  / С.И. Львова, О.М. Александрова, И.Н. Кручинина, И.П. Васильевых, М.З. Биболетова, Б.А. Ланин, В.М. Шамчикова, И.С. Артюхова, Ж.Н. Критарова/под ред. М.В. Рыжакова. -€“ М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 

Сотрудники Центра участвовали в разработке федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего образования 2002, 2004, 2010, 2012 гг., проектов примерных программ по русскому языку, литературе и иностранным языкам.

Научно-методические работы сотрудников Центра публикуются на различных языках: английском, немецком, французском, японском, корейском, сербском, польском и др. Они выходят в свет в различных странах: Великобритания, США, Франция, Германия, Польша, Япония, Корея, Новая Зеландия, Бельгия, Украина, Румыния, Узбекистан и др.

Среди сотрудников Центра члены Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе-  и русскому языку, группы разработчиков материалов для итогового сочинения, члены жюри заключительного этапа и ЦПМК по разработке заданий для Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и литературе, иностранному языку.

Осуществляя высокую просветительскую миссию, сотрудники лаборатории регулярно выступают с рассказами о своей научной деятельности в отечественных медиа: на ТВ («Культура», ТВЦ, «Просвещение», «Диалог-ТВ», «Мир» и др.) и радиостанциях («Голос России», «Россия: Культура», «Маяк», «Эхо Москвы», «Свобода», «Русская служба новостей», «Вести FM», «Бизнес FM» и др.)

Методические идеи модернизации филологического образования воплотились в разработанных сотрудниками Центра учебниках и учебных пособиях,вошедших в практику преподавания  российских школ:

Александрова, О.М. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Учебники для общеобразовательных учреждений/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Заговорская и др.- М.: Просвещение,  2011-€“ 2015.

Александрова О.М. Русский язык. 8, 9 класс: учебники для общеобразоват. организаций/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; науч. Ред. Н.М.Шанский. -€“ М.: Просвещение, 2014. 

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5-€“ 11 классы: учебники для общеобразоват. организаций./С.И. Львова, В.В. Львов. -€“ М.: Мнемозина, 2008-€“ 2014.

Гостева Ю.Н. Русский язык. 5, 6, 7 классы: учебники для общеобразовательных учреждений/ Быстрова Е.А., Кибирева  Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; науч. ред. Е.А.Быстрова.- М.: ООО «Русское слово -€“ учебник», 2011-€“ 2015 гг. 

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. 5-€“ 11 классы: учебники для общеобразовательных организаций / под ред. Ланина Б.А. -€“ М.: Вентана-Граф, 2006-€“ 2015.

Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. - Английский язык: английский с удовольствием / EnjoyEnglish: учебник для 3, 4, 7, 9, 10 классов общеобраз. учрежд.-  -€“ М.: АСТ, 2015.

Самойлова Е.А. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 5, 10, 11 классы. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. -€“ М.:  Дрофа,  2013.

Критарова  Ж.Н. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 5, 6, 11 классы. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. -€“ М.: Дрофа,  2013.
Аристова  М.А. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 8 класс. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. -€“ М.: Дрофа, 2013.

Самойлова  Е.А., Критарова  Ж.Н. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений. -€“ Смоленск:  Ассоциация ХХI  век,  2013.

Беляева Н.В. Современная русская поэзия. 10 -€“ 11 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011. ( Элективный курс)

Беляева Н.В.  Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся.-  М.: Вербум-М, 2004. ( Элективный курс)

Беляева Н.В.  Литература. Рабочие программы.  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Пособие для учителей общеобразоват. организаций.-М.: Просвещение, 2014.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, Е.Л.Рутковской. -€“ М.: Спб., Просвещение, 2014. + электр. опт. диск (CD -€“ROM). -€“ (ФГОС: оценка образовательных достижений).

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 1, 2. -€“ М.: Спб., Просвещение, 2013.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 3, 4 -€“ М.: Спб., Просвещение, 2013.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, М.Ю.Демидова, Л.Ф.Иванова, Л.О.Рослова, Е.Л.Рутковская, Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан.; под ред. Г.С.Ковалёвой , Е.Л.Рутковской. -€“ М.: Спб., Просвещение, 2014. + 1 электрон. опт. диск (CD -€“ROM). -€“ (ФГОС: оценка образовательных достижений).

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Варианты 1, 2. -€“ М.: Спб., Просвещение, 2014.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Варианты 3, 4. -€“ М.: Спб., Просвещение, 2014.

Васильевых - И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс. -€“ М.: Издательство -«Экзамен-», 2012.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс. -€“ М.: Издательство -«Экзамен-», 2012.

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. / И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. -€“ М.: ФИПИ МО РФ, 2015. - http://www.fipi.ru/sites/def-ult/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_y-zyk_2016.pdf

Добротина - И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9-ом классах : пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС) /И.Г. Добротина. -€“ М.: Просвещение, 2014.

Добротина, И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие / И.Г. Добротина, Н.А. Заграничная. -€“ Москва: Интеллект-Центр, 2013.

Добротина, И.Г. Русский язык. 5 класс. Портфель моих достижений / И.Г.Добротина, С.В.Коптелова. -€“ М.: Просвещение, 2015.

Ланин Б.А., Стрижекурова Ж.И. Русское зарубежье: новое открытие классики. Методическое пособие. -€“ М.: Дрофа, 2008.

Ланин Б.А., Шамчикова В.М., Бердышева Л.Р. и др. Современная русская литература/ под ред. проф. Б.А. Ланина. -€“ М.: Вентана-Граф, 2005.

Шамчикова В.М.Зарубежная литература. 9 класс. Учебное пособие. - М.: «Мнемозина», 2011.

Шамчикова В.М.Над раскрытой книгой. Произведения литературы для чтения и бесед. 5 класс. 3 изд.-€“ М. Мнемозина, Московский учебник -€“ 2004.

.
Joomla 1.6 template