Печать
PDF

Центр оценки качества образования

Центр оценки качества образования был создан в 1994 г. в соответствии с постановлением Президиума РАО на базе лаборатории по оценке общеобразовательной подготовки школьников и ВНИКа "Международная оценка" Института общеобразовательной школы РАО.

Важнейшими задачами Центра являются:

  • разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования;
  • проведение конкретных измерений качества образования;
  • сравнительная оценка качества образования в России с другими странами мира.

Особенность работы Центра проявляется в интеграции усилий специалистов научных подразделений института и сотрудников Центра в разработке единых подходов к оценке образовательных достижений учащихся.

Основные положения подготовленных методических рекомендаций по разработке инструментария, разработанное программное обеспечение экспериментально проверяются при проведении всероссийских и региональных мониторинговых исследований в начальной, основной и средней школе.

Результаты проводимых исследований совместно с предметными центрами и лабораториями используются для корректировки требований образовательных стандартов за курс начальной, основной и средней школы.

Коллектив Центра, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) - ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. На основе результатов исследований готовятся аналитические материалы о состоянии образования в России, формируются банки данных исследования (банк инструментария, банк школ России, банк результатов исследования и др.); разрабатывается программное обеспечение по формированию выборки учащихся, вводу и анализу результатов исследования.

Начиная с 1988 года, специалисты Центра оценки качества образования участвовали в проведении в России следующих международных исследований: международного исследования достижений в области образования - IAEP-II (1988-1991), международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.: TIMSS-1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (1999, 2000), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении - SITES (1997 - 2007), международной программе по оценке учебных достижений - OECD-PISA (c 1998 г. PISA-2000, 2003, 2006, 2009, 20012, 2015), международного исследования PIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" (с 2000 г.: 2001, 2006, 20011). Одновременно с международными исследованиями на представительных выборках, формируемых для международных исследований, проводятся всероссийские и региональные мониторинговые исследования, например, Всероссийское обследование по математике и русскому языку в начальной и основной школе (1995, 2011), Республика Татарстан €“ TIMSS-1999, Смоленская область  PIRLS-2001, Пермский край €“ PISA-2012).

Основные усилия специалистов Центра сконцентрированы не только на проведении исследований в России в соответствии с международными требованиями, но и на использование результатов для повышения качества российского образования.

В рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образовании в 2001-2004 годах Центр проводил мониторинг образовательных достижений в регионах страны (более 41000 учащихся начальной школы и 43000 учащихся 9-10 классов из более 1500 образовательных учреждений 65 регионов)

В 2001 г. сотрудники Центра совместно с представителями шести предметных лабораторий (русского языка, физики, биологии, географии, истории и обществоведения) приняли участие в конкурсе контрольных измерительных материалов (КИМ) для единого государственного экзамена. Победив в конкурсе, сотрудники Центра вместе со специалистами-предметниками составили основу Федеральных предметных комиссий ЕГЭ и тестологического обеспечения ЕГЭ и ГИА.

С 2006 г. определилось новое направление работы Центра - оценка достижения требований образовательных стандартов второго поколения. В рамках данного разработаны общие подходы к оценке образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС, модель оценки качества образования в соответствии с ФГОС, ведутся региональные мониторинги качества образования, в которых принимают участие около половины субъектах РФ.

Список сотрудников:

  1. Ковалева Галина Сергеевна - заведующий центром, кандидат пед.наук;
  2. Краснянская Клара Алексеевна - старший научный сотрудник, кандидат пед.наук;
  3. Нурминская Наталья Владленовна - научный сотрудник;
  4. Давыдова Елена Ивановна - младший научный сотрудник;
  5. Смирнова Елена Сергеевна - младший научный сотрудник;
  6. Заляева Альфия Валиевна - младший научный сотрудник;
  7. Баранова Виктория Юрьевна - лаборант.

В настоящее время сотрудники Центра проводят совместно с регионами и отдельными школами мониторинг по оценке качества образования в начальной и основной школе. Более подробно с направлениями мониторинга и экспериментальными материалами, разработанными сотрудниками Центра, можно ознакомиться на сайте Центра www.centeroko.ru

.
Joomla 1.6 template