Печать
PDF

 Центр начального общего образования

Список сотрудников:

Виноградова Наталья Федоровна, член-корр. РАО, д.п.н., проф., засл. деятель науки РФ, зав. Центром начального общего образования

Кочурова Елена Эдуардовна, к.п.н., старший научный сотрудник

Кузнецова Марина Ивановна, к.п.н., старший научный сотрудник

Романова Владислава Юрьевна, к.п.н., старший научный сотрудник

Рыдзе Оксана Анатольевна, к.п.н., старший научный сотрудник

Хомякова Ирина Семеновна, к.п.н., старший научный сотрудник

Направления исследований:

  1. Дидактическое сопровождение ФГОС НОО, позволяющее успешно достичь планируемые результаты обучения, формировать личные, предметные и  метапредметные универсальные учебные действия.
  2. Научно-методическое обеспечение процесса обучения младших школьников: программы, средства обучения (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы); методические пособия для учителя.
  3. Контрольно-оценочная деятельность и педагогическая диагностика в начальной школе как средство повышения качества образования младших школьников: диагностические методики, тетради для самостоятельных и контрольных работ по всем учебным предметам.
  4. Историко-педагогические исследования: анализ истории становления дидактики и частных методик в начальной школе. ХХ век.
  5. Преемственность начального с дошкольным и основным звеньями образования: установление перспективности целей, содержания и методов обучения.

Сотрудники Центра начального общего образования участвуют в международном исследовании PIRLS совместно с Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; принимают участие в проектах, направленных на установление преемственности с дошкольным образованием (сотрудники кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПУ (проф., д.п.н. С.А.Козлова, проф., к.п.н. Т.А. Куликова и др.), а также с сотрудниками Центров естественно-научного и математического образования Института стратегии развития образования РАО - к.п.н. Г.С. Калиновой, к.п.н. Е.А. Седовой и др. по вопросам преемственности и перспективности целей, содержания, методов обучения.

Экспериментальные площадки

Многие годы сотрудники Центра начального общего образования сотрудничают с педагогами экспериментальных школ МАОУ «Гимназия г. Троицка» http://gymtroitska.mskobr.ru/, МОУ Средняя общеобразовательная школа №75 http://www.s-75.ru/general/org-visit-card/, Лицей № 7, г. Электросталь: знакомят учителей с новейшими достижениями в области педагогической науки, осуществляют апробацию экспериментальных печатных и электронных изданий, участвуют в подготовке открытых уроков, оценивают достижения учащихся с помощью авторской педагогической диагностики.  

Достижения

В Центре начального образования в 2003 г. Виноградовой Н.Ф разработана концепция «Научные подходы к построению учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века». На основе концепции были подготовлены программы, учебники по основным предметам начальной школы, методическое сопровождение процесса обучения (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе и др.). Создание УМК «Начальная школа ХХI века» отмечено Премией Президента РФ в области образования.

По результатам широкомасштабного эксперимента, проводимого по инициативе Министерства образования РФ (1999-2004) и направленного на совершенствование содержания образования, были разработаны и выпущены проверочные работы для начальной школы. Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. 1 класс, 2 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавтор). Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. Литературное чтение. 3-4 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавторы).

В целях обеспечения преемственности целей обучения младших школьников и дошкольниковН.Ф. Виноградова участвовала в создании - программы обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», в подготовке средств обучения, методического комментария для педагогов и родителей.

Многие годы сотрудники Центра начального общего образования разрабатывали материалы для выявления уровня сформированности учебной деятельности младших школьников на модержании двух учебных предметов: русского языка и математики. В 2012-2014 гг. эти материалы были опубликованы. Теперь они доступны для широкого применения учителями в массовой практике: «Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика: 1-4 класс» (М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, соавторы).

С 2005 г. в Центре начального общего образования проходила работа по созданию Новых линий учебников по литературному чтению (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, соавторы), математике (О.А. Рыдзе, соавторы), ОРКСЭ (Н.Ф. Виноградова, соавторы) для начальной школы.

В 2011 г. сотрудниками Центра начального общего образования под ред. Н.Ф. Виноградовой опубликованы сборники научных трудов, раскрывающие аксиологические аспекты начального образования на современном этапе развития первого звена школы. В книге «История становления и развития методик начального образования (пер. пол. ХХ в.): очерки по истории педагогики», 2013 г. особое внимание уделено предпосылкам и тенденциям становления частных методик начального обучения, ведущим дидактическим и методическим идеям. 

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2009) в Центре начального образования был подготовлен и вышел в 2011 г. в издательстве Вентана-Граф «Сборник программ внеурочной деятельности» /Под ред. Н.Ф. Виноградовой (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, В.Ю. Романова, И.С. Хомякова).

Сотрудники Центра начального общего образования приняли участие в создании Серии универсальных пособий «Тематический контроль и оценка в начальной школе» по заказу издательства «АСТ-Астрель» и ФГНУ «ИСМО РАО» (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова); Серии «Итоговый контроль в начальной школе». Русский язык. Математика. Литературное чтение. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов; контрольные тренировочные материалы, рабочие тетради. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы); стандартизированных материалов для итоговой аттестации: 4 класс. Русский язык. Математика. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы)

Сотрудники Центра начального общего образования систематически участвуют в проведении видеолекций и вебинаров по актуальным проблемам начального образования. Один из последних вебинаров, который состоялся в марте 2015 г., можно посмотреть в Интернете: «Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников как технология реализации ФГОС НОО в системе учебников "Начальная школа ХХI века". Математика. (рук. Е.Э.Кочурова) http://connect1.webinar.ru/play/prvgf/79555-recording

.
Joomla 1.6 template