Печать
PDF

ciido novyy-logoСоздан на базе ФГБНУ «Институт инновационной деятельности в образовании РАО» в апреле 2015 года для решения задач научного обеспечения инновационной деятельности в образовании и модернизации  российской системы образования.

Руководитель ЦентраАфанасьева Татьяна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент.

Сотрудники  Центра:

Алексеенкова Елена Геннадьевна - старший научный сотрудник, к. психолог.н.

Додуева Сайхат Жабраиловна - старший научный сотрудник, к.п.н.

Краснов Сергей Иванович - старший научный сотрудник, к.п.н.

Малышева Надежда Викторовна - научный сотрудник.

Моисеева Ольга Максимовна - старший научный сотрудник, к.п.н.

Новикова Галина Павловна - ведущий научный сотрудник, д.п.н., д.психолог.н., профессор.

Тюнников Юрий Станиславович - ведущий научный сотрудник, д.п.н., профессор.

Харисова Людмила Алексеевна - ведущий научный сотрудник, д.п.н., профессор.

Хомерики Ольга Геннадьевна - старший научный сотрудник, к.п.н., доцент.

Шукаева Тезата Магометовна - старший научный сотрудник, к.п.н.

Основное направление научных исследований Центра – развитие теории развивающихся педагогических систем (РПС-теории).

Целями деятельности Центра являются: анализ состояния инновационной деятельности в образовании и научное обеспечение повышения ее эффективности. 

Предметом деятельности Центра являются фундаментальные и прикладные исследования проблем создания распространения и освоения педагогических, управленческих и иных новшеств в образовании.  

В настоящее время в рамках выполнения Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы в Центре проводятся исследования, направленные на разработку моделей  и научно-методического инструментарияповышения качества инновационной деятельности муниципальных образовательных организаций.

Характеристика научной школы 

Научная школа Центра исследований инновационной деятельности в образовании, которую условно можно назвать «Теория развивающихся педагогических систем» (РПС-теория), возникла в 1995-1996 годах. Ее лидер –  Лазарев Валерий Семенович, д.психол.н., действительный член РАО, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования. РПС-теория, будучи междисциплинарной, имеет основания в педагогике, психологии, менеджменте. Она призвана выполнять объяснительную,  конструктивную и  прогностическую функции:

- объяснять, от чего зависит то, насколько продуктивно используют образовательные организации объективно существующие возможности для развития своих педагогических систем;

 - отвечать на вопрос, как можно улучшать способность педагогических систем к развитию;

- предсказывать поведение педагогических систем в ситуациях, требующих изменений.

Представителями научной школы заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован терминологический аппарат, определены наиболее значимые проблемные области, предложены научной и педагогической общественности интересные научные и практические решения в области инноватики в отрасли.  

Теоретической базой исследований Центра и результатов, полученных в текущем году, выступают разработанные в рамках РПС-теории:

- обобщенная модель реализации инновационного потенциала образовательной организации, определяющая факторы, от которых зависит то, насколько продуктивно используют образовательные организации объективно существующие возможности для развития своих педагогических систем, и позволяющая предсказывать поведение педагогических систем в ситуациях, требующих изменений;

- обобщенная модель инновационной деятельности образовательной организации, служащая средством модернизации механизмов инновационной деятельности реальных организаций;

- обобщенная программа модернизация инновационной деятельности образовательной организации, ориентированная на выращивание новой практики инновационной деятельности посредством включения персонала образовательной организации в решение задач развития педагогической системы в качестве субъекта изменений.

Основные задачи научной школы:

- разработка методологии и методов изучения инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов их совершенствования;

- проведение фундаментальных и прикладных исследований процессов распространения и освоения новшеств в сфере образования, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;

- разработка моделей систем инновационной деятельности в образовательных организациях различных видов; 

- разработка технологий внедрения (освоения) новшеств в образовательных организациях;

- разработка моделей поддержки инновационной деятельности образовании на региональном и муниципальном уровнях;

- разработка систем и технологий мониторинга качества инновационной деятельности в образовательных организациях.

- разработка учебных программ и дидактических средств подготовки и повышения квалификации работников образования в области инновационной деятельности.

Фундаментальные теоретические положения, методология и инструментарий исследовательской программы, основные результаты ее реализации раскрываются в следующих наиболее значимых публикациях:

- Управление развитием школы: монография /Под ред. В.С. Лазарева и М.М.Поташника. – М.: Новая школа, 1995.

- Управление школой:  теоретические основы и  методы: монография / под ред. В.С. Лазарева – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

- Лазарев В.С.  О развивающихся педагогических системах //Педагогика. - 2002. - №8.

- Лазарев В.С. Системное развитие школы: пособие для руководителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Метод оценки инновационной деятельности школ и  его практическое применение: пособие для работников органов управления образованием. –  М.:ИОСО РАО, 2003.

- Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы: монография – М.: Изд-во СпортАкадемПресс, 2003.

- Лазарев В.С. Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику: монография. – РАО, 2004.

- Лазарев В.С. Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. -  Педагогика. – 2004. - № 4.

- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика / учебник для педвузов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.

- Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности/Педагогика №2.- 2006.

- Принципы и процедуры определения требований к результатам инновационного образования на основе компетентностного подхода: метод. рекомендации/ Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова.- 2007.

- Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

- Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой: учеб. Пособие. – М.: Центр пед. Образования. – 2008.

- Краснов С.И. Система внедрения проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе. / С.И. Краснов, Р.Г. Каменский // моногр. – М.2008.

- Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. – Ханты-Мансийск: Полиграфист. - 2009.

- Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности: монография – Сургут: РИО СурГПУ, 2009.

- Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009.

- Лазарев В.С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития //Педагогика. – 2010. - № 7.

- Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для студентов педвузов.– РИО СурГПУ, 2011.

- Харисова Л.А., Шукаева Т.М. Восприимчивость учреждений общего образования к новшествам и методы ее повышения: монография /– Казань: РИЦ, 2011г.

- Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография. - Москва: ИРОТ, 2011г.

- Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования. – М.: ИРОТ. – 2012.

- Харисова Л.А., Шукаева Т.М.. Выявление актуальных направлений и задач модернизации педагогической системы школы на основе требований ФГОС: Методические рекомендации. – М.: ИнИДО РАО. – 2012.

- Лазарев В.С. Мотивация учителей к инновационной деятельности //Народное образование. - 2012. –  № 4.

- Краснов С.И. Инновационная деятельность учителя: теоретические модели и опыт. / С.И. Краснов, Р.Г. Каменский, Н.В. Малышева и др. // моногр., М., ИнИДО РАО,  2013.

- Краснов С.И. Теоретические основания системы обучения субъектов образования инновационному проектированию / С.И. Краснов, Р.Г. Каменский // Педагогика. – 2013. –  №2.

- Лазарев В.С. Психологические условия эффективности инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений/ В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вестник СурГПУ – 2013 – №1.

- Тюнников Ю.С. Категориальное ядро сценарного подхода  к построению образовательных программ ДПО //Известия Сочинского государственного университета. – 2013. –  №1.

- Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. Повышение качества поиска и оценки педагогических новшеств  в учреждении дошкольного образования: Научно-методическое пособие для работников учреждений дошкольного образования. – М.: ИРОТ. –  2013.

- Хомерики О.Г.Методологические основания разработки средств анализа и оценки качества механизмов поддержки инновационной деятельности в образовании / О.Г. Хомерики, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева // Педагогическое образование и наука. – 2014. –  № 5.

- Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности (цели–содержание–технологии) / Ю.С. Тюнников // Педагогическое образование и наука. ‑ 2014. ‑ № 5.

- Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В.С.Лазарев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

- Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся 7-11 классов / В.С.Лазарев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

- Хомерики О.Г.Методологические основания разработки средств анализа и оценки качества механизмов поддержки инновационной деятельности в образовании / О.Г. Хомерики, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева // Педагогическое образование и наука. – 2014. ‑ № 5.

- Малышева Н.В. «Сетевая форма подготовки педагогов  к инновационной деятельности». /С.И.Краснов, Н.В.Малышева// журнал «Педагогика». - 2014,№ 7

- Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем// Педагогика. – М., 2015. – №6.

- Лазарев В.С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В. С. Лазарев, И. А. Елисеева // Вопросы психологии. –  2015. –  № 1.

- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения: Научно-методическое пособие для работников школ. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015.

В период 2007 – 2014 гг. в практику внедрены следующие результаты исследований научной школы: 

- модель и алгоритм  деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени школы; 

- организационные формы и методы выявления возможностей развития образовательной деятельности учреждений дошкольного и общего образования;

- инструментарий диагностики и повышения восприимчивости учреждений дошкольного и общего образования к новшествам;

- методические средства коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений в школе;

- инструментарий диагностики и повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности.

- программно-целевые методы разработки и внедрения стандартов в высшей школе.

Экспериментальные площадки Центра:Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя» (МОУ МЦ «Раменский дом учителя»);Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Методический центр» (МОУ ДПО «Методический центр») (Электросталь); Государственное бюджетное образовательное учреждение  «Школа №  2077»  (ГБОУ «Школа №  2077»); Государственное бюджетное образовательное учреждение  «Школа №  2009 (1979)»  (ГБОУ  СОШ №  2009 (1979);Государственное бюджетное образовательное учреждение  «Школа  №  108»  (ГБОУ  СОШ № 108.);Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №  1251  (ГБОУ  СОШ № 1251 имени генерала Шарля де Голля).

Наши партнеры: НОЧУ ДПО «Институт развития образовательных технологий»; Всероссийское общество «Динамо»; НП «Авторский Клуб»; ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»; Школа майевтики (www.humanproject.ru); Международный оздоровительный-образовательный центр отдыха в Чехии для детей и подростков Libacamp. 

.
Joomla 1.6 template