Лаборатория истории педагогики и образования

14 февраля 1944 года в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР был организован Отдел истории педагогики. И с этого времени, независимо от меняющихся названий Института и структуры отдела, сферой исследования научного подразделения являлись методология, теория, источниковедение и историография всемирной истории педагогики и образования, актуализация идейного и научного потенциала отечественной педагогики и российского образования. Историки педагогики - сотрудники Института обогатили педагогическую науку трудами первостепенного значения, создав образ научного направления, который определяется как «отечественная историко–педагогическая наука второй половины ХХ – начала ХХI века».

Все крупные историки  педагогики, творившие в это время, или являлись научными сотрудниками Института, или прошли в нем фундаментальную научную подготовку и в дальнейшем творчески сотрудничали с ним. Назовем только членов АПН-РАО: академики Б.М. Бим-Бад, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Г.Е. Жураковский, Н.А. Константинов, Ф.Ф. Королёв, Н.П. Кузин, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Я. Струминский, члены – корреспонденты В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, К.И. Салимова, В.З. Смирнов.

В 40-е - 60 - е годы историками педагогики Института были созданы солидные труды по историко-педагогической тематике;впервые изданы собрания сочинений выдающихся представителей отечественного просвещения К.Д. Ушинского в 11-ти томах (В.Я. Струминский), Н.К. Крупской в 11-ти томах (Ф.С. Озерская), А.С. Макаренко в 7-ми томах (В.Е. Гмурман), а также избранные произведения С.Т. Шацкого в 4 - х томах (М.Н. Скаткин).

Кроме этого были изданы избранные педагогические произведения виднейших представителей зарубежной и отечественной педагогики Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, В.Я. Стоюнина, Н.В. Шелгунова, Н.Х. Веселя, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого.

Благодаря подвижнической деятельности сотрудников отдела истории педагогики великое достояние, прежде всего, отечественной педагогической мысли стало доступным не только научным сотрудникам,  преподавателям и студентам педагогических вузов, но и самым широким кругам учительства. В результате классическое педагогическое наследие становилось действенным фактором решения актуальных педагогических задач.

Значительным событием стал вышедший в 1948 г. первым изданием учебник для педагогических институтов «История педагогики», созданный Н.А. Константиновым, Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой. На протяжении более чем 40 лет этот учебник являлся единственным в стране пособием по  истории педагогики, на котором были воспитаны в любви к педагогическому прошлому, к подвижникам просвещения миллионы будущих учителей советской школы. В 1982 г. вышло переработанное пятое издание под редакцией проф. М.Ф. Шабаевой, по нему учились студенты пединститутов и университетов вплоть до середины 90-х гг., когда появились учебники нового поколения.

Отдел являлся общепризнанным лидером историко-педагогических исследований в стране. В силу своего уникального не только среди  академических институтов, но в целом в стране профессионального  историко – педагогического научного коллектива отдел выполнял не только собственно исследовательские, но и координационно-организационные функции как центр исследований по истории школы и педагогической мысли, чем оказывал определяющее влияние на состояние историко-педагогической науки.

Таким образом, есть все основания констатировать, что этот период деятельности отдела истории педагогики в составе единого научного коллектива оказался чрезвычайно плодотворным. Осуществленные значимые исследования, опубликованные крупные труды создали основу для решения приоритетной задачи - подготовки обобщающих трудов по истории отечественной и зарубежной педагогики.

1970 - 2010 гг. - период плодотворной деятельности трех достаточно самостоятельных подразделений, ведущих историко–педагогические исследования по проблемам отечественной дореволюционной педагогики, истории советской школы и педагогики, всеобщей истории педагогики.

В рамках этого большого периода следует особо выделить этап  с 1992 по 2010 гг., когда была осуществлена существенная модернизация деятельности историков педагогики в связи с кардинальными общественно– политическими и социальными изменениями. Это сказалось и на проблематике исследований, в частности, на базе группы истории советской школы и педагогики была создана лаборатория методологии историко-педагогических исследований.

Главным поприщем научных сотрудников лаборатории советской школы и  педагогики, как и их коллег из лаборатории истории дореволюционной школы и педагогики на протяжении 70-х - первой половины 80–х годов стала подготовка к изданию фундаментальных семитомных «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР», охватывающих период с древнейших времен до 1986 г. Они были призваны обобщить новые научные знания в этой области. К данной деятельности были привлечены преподаватели истории педагогики более 100 педагогических вузов страны, а так же научные сотрудники научно-исследовательских институтов СССР, союзных и автономных республик.

Помимо российского материала «Очерки» включали в себя главы по истории образования и педагогики в союзных республиках, с коллегами из которых была установлена тесная связь. На основе плодотворной совместной работы лаборатории стали центром притяжения исследователей истории педагогики со всей страны.

 В 1990- е годы - первом десятилетии ХХI века из всех областей отечественного педагогического знания, именно история педагогики и образования развивалась наиболее динамично на протяжении последнего двадцатилетия, то есть периода новейшей истории России. Главная задача заключалась в смене методологических парадигм, в применении к познанию исторических феноменов нового и адекватного исследовательского инструментария.

Наряду с этой деятельностью историки педагогики Института на протяжении последних десятилетий упорно заполняли пространства и лакуны в истории педагогическом знании, возвращая из небытия не только имена и наследие педагогов прошлого, образовательные учреждения, но и целые исторические пласты, как это произошло с педагогикой Российского Зарубежья и религиозной педагогикой.

Историки педагогики Института З.И.Равкин, С.Ф.Егоров, К.И.Салимова, В.Г.Безрогов, Л.Н. Беленчук, М.В.Богуславский, Т.Б.Игнатьева, Л.В.Мошкова, О.Е.Кошелева, Г.Б.Корнетов, А.В. Овчинников, Е.А Прокофьева и др. подготовили ряд коллективных монографий, антологий, хрестоматий и учебно-методических пособий для высших педагогических учебных заведений. В них с современных позиций были отображены сложные и противоречивые процессы, во многом определившие историческое развитие системы образования.

Одним из основных направлений группы с середины 90-х гг. стала теоретико-методологическая работа в области всеобщей истории образования. Научные сотрудники под руководством З.И.Равкина, С.Ф.Егорова и Г.Б. Корнетова занимались анализом существующих в науке методологических подходов к изучению истории педагогики и разработкой новых: цивилизационного, аксиологического, антропологического, парадигмального, а также применением метода моделирования в своей области знаний.

1990-ые годы дали возможность историкам Института присоединиться к международному сообществу историков педагогики (InternationalSocietyofHistoryofEducation), познакомиться с направлениями работ зарубежных коллег со всего мира и самим ежегодно выступать с докладами на ее конференциях. К.И. Салимовой, которая входила в состав руководства Международной ассоциации историков образования (ISСHE), была создана рабочая группа «История педагогики как наука и учебный предмет».

В результате работы этой группы были подготовлены и изданы на русском, английском и китайском языках монографии “Для чего мы изучаем историю педагогики” (1993) и международный учебник по истории педагогики "Педагогика народов мира" (2000). В этих трудах впервые было представлено педагогическое наследие всех континентов мира учеными с этих континентов (главу по той или иной стране писал автор, живущий в ней). Авторский коллектив названных монографий состоял из ведущих историков педагогики стран Запада и Востока.

За большой вклад в развитие педагогики С.Ф. Егоров и К.И.Салимова были удостоены премии Президента Российской Федерации в области образования.

В целом среди наиболее существенных достижений историков педагогики Института можно выделить следующие:

  1. Кардинальное обновление методологической базы историко – педагогических исследований, разработка и применение к анализу процесса развития образования культурологического, цивилизационного, синергетического, аксиологического и парадигмального подходов.
  2. Комплексное изучение и трактовка развития отечественной школы и педагогики в русле всемирного историко – педагогического процесса.
  3. Отказ от европоцентризма; преодоление замкнутости историко-педагогических исследований, привлечение широкого круга источников и литературы; связь с общим развитием отечественной и зарубежной исторической науки.
  4.  Разработка и создание верифицированной модели процесса развития отечественного образования в реальной преемственности и дискретности, трансляции традиций и инновационных трансформациях его дореволюционного, советского и постсоветского периодов, деятельности школы и педагогики Российского Зарубежья.
  5. Осуществление комплекса проблемно - исторических исследований, посвященных аксиологии образования, развитию гуманистической парадигмы, воспитанию духовности личности, содействовавших актуализации историко – педагогического знания, усиливших прогностичный характер историко – педагогических исследований.
  6. Расширение и глубокое переосмысление философско-мировоззренческой, идейной базы развития российского образования на основе обращения к трудам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, П.Н. Флоренского, Г.Г. Шпета и других мыслителей.
  7. Возвращение в отечественную историю образования ее плодоносных пластов, прежде всего, педагогического наследия Российского Зарубежья (С.И. Гессен, В.В.Зеньковский и др.).

Все это придало интерпретации развития всемирной истории педагогики действительно присущий ей альтернативный и вариативный характер, создало благоприятные предпосылки для рассмотрения ее как процесса отличающегося острой дискуссионностью и полемичностью, столкновением различных позиций и подходов. А это, в свою очередь, заложило методологические основания для трактовки процесса развития образования в его реальной полноте и целостности, преемственности и дискретности, трансляции традиций и инновационных трансформациях.

В целом можно констатировать, что за прошедший период деятельности историко – педагогических подразделений оказалась существенным образом пересмотрена, уточнена и дополнена трактовка всемирного историко - педагогического процесса. Такой результат стал возможен, благодаря той серьезной и продуктивной исследовательской работе, которая была проведена отечественными историками образования за последние годы.

С 2011 гг. осуществляется консолидированная исследовательская деятельность в составе единой лаборатории истории педагогики и образования сначала в Институте стратегии и теории образования РАО, а с апреля 2015г. в Институте стратегии развития образования РАО. Руководителем лаборатории является член – корреспондент РАО М.В. Богуславский. Он же является Председателем Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.

В качестве основных научных достижений сотрудников лаборатории является публикация монографий и монографических сборников по историко – образовательной проблематике в серии «Фундаментальные труды ИТИП РАО» в 2012 - 2014 гг.

Среди них монография М.В. Богуславского «История педагогики: методология, теория, персоналии», которая содержит материалы, посвященные характеристике современной методологии и теории историко-педагогического знания. В монографии так же дана характеристика методологических подходов к осуществлению исследований в сфере педагогической персоналистики и  представлены историко–биографические очерки о подвижниках российского образования.

В коллективном труде «Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец ХIХ-ХХ вв.)» / Под ред. М.В.Богуславского созданы предпосылки для представления новой модели процесса развития отечественной педагогики ХХ века, которая должна гносеологически заменить трактовку историко–педагогического процесса, существовавшую прежде.

В монографии «Педагогическая теория в контексте гуманитарнойкультуры России ХIХ века», авторами которой являются С.Ф. Егоров, Л.Н. Беленчук, Е.А. Прокофьева, Е.Н. Никулина, А.В. Овчинников рассмотрены сложные проблемы взаимосвязи педагогической теории с развитием общественных идей, отразившихся в литературе, науке, публицистике, юриспруденции и законодательстве.

Сотрудниками лаборатории создан своеобразный учебный микрокомплекс – «Краткое пособие по истории отечественной педагогики ХIХ века» (Л.Н. Беленчук) и Хрестоматии (Л.Н. Беленчук, Е.А. Прокофьева, Е.Н. Никулина, А.В. Овчинников), в которые вошли тексты выдающихся представителей отечественной гуманитарной мысли, многие из которых нечасто публиковались и малоизвестны широкому кругу читателей. Главная идея двух изданий состоит в том, чтобы показать, что русская педагогика, отражая в своём развитии общие закономерности становления мировой науки и образования, имеет и свойственные ей одной характерные основания и особенности, например, древнее, восходящее к православным, гуманистическим истокам понимание просвещения.

Еще один «выход» - книга, посвященная историографии российской школы советского времени (В.А. Мясников, А.В. Овчинников, Г.Н. Козлова). Её авторы отобрали те источники, которые еще практически не стали  предметом анализа историков педагогики. На страницах книги можно найти десятки ссылок на издания, кандидатские и докторские диссертации разных лет, которые помогут расширить представления об имеющихся на сегодняшний день взглядах на сравнительно недавнюю историю отечественной школы.

В коллективной монографии «Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья)» /под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова впервые в отечественной науке удалось рассмотреть раннюю историю внешкольной педагогики, проследив ее от архаических традиционных родовых культур племенного мира до позднего Средневековья, в котором начинала складываться уже культура школьного типа.

В сборнике научных статей «Западноевропейская и российская учебная литература XVI- начала XX вв. (конфессиональный аспект») /под ред. В.Г. Безрогова и Л.В. Мошковой подведен итог работе, проводившейся по истории конфессионального компонента в российских и зарубежных учебниках. Сопоставительное изучение учебной литературы позволило не только выявить и описать то общее, что роднило все учебники, но также раскрыть и объяснить причину отличий книг, предназначенных для адептов разных ветвей христианства.

В серии так же издан сборник научных трудов и материалов сотрудников лаборатории «Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Под ред. Г.Б. Корнетова.

Оригинальным изданием является учебное пособие «Запад. Восток. Диалоги о воспитании», подготовленное К.И. Салимовой. Пособие  посвящено истории зарубежной педагогики ряда западных и восточных стран с древнейших времен и вплоть до наших дней. Особенность пособия заключается в попытке показать развитие прогрессивными педагогами актуальнейших проблем воспитания и обучения, как в странах Запада, так и в странах Востока в  диалогах, принятии или отрицании позиции своих коллег. Читатель может проследить, каким сложным был исторический путь становления педагогики как научной дисциплины.

На новом этапе развития Института в 2013-2020 годах Лаборатория истории педагогики и образования является исследовательским центром по разработке трех важных научных тем, включенных в план Государственного задания, представляющих несомненную актуальность и значимость как для развития историко–педагогического знания, так и для развития педагогической науки в целом. 

Важное направление исследований связано с изучением истории учебной литературы: «Методология историко-компаративистского анализа учебной литературы для начальной школы эпохи Рационализма и Просвещения» (рук. темы - член–корреспондент РАО, д.п.н. В.Г. Безрогов). Изучение истории учебников демонстрирует,  как проходило взаимодействие педагогики, культуры, политики, учебной практики и внешкольной жизни, обычаев семейного воспитания и культурных стереотипов данного времени в такой важной сфере, как мировоззренческая.

Задачей данной темы является раскрыть этот контекст со стороны тех пособий, которые применялись в историческую эпоху зарождения школьных институтов и педагогической теории, показать, какой была существовавшая практика обучения, насколько и каким образом она взаимодействовала с теорией. История формирования устойчивых жанров начальной учебной литературы окажет значимое влияние и на теорию учебника, алгоритмы его создания и восприятия. В итоге планируется создание коллективной монографии «Чтение, письмо и школьная книга в культуре XVI-XVIII вв.».

В планах работы лаборатории на ближайшие годы – создание Антологии по истории отечественного педагогического наследия в результате выполнения темы «Отечественное историко-педагогическое наследие и его роль в формировании парадигмы современного российского образования». (Научный руководитель темы д.п.н. А.В. Овчинников).

Настоящее время, а, особенно, будущее (в него тоже в меру необходимости должен заглядывать историк) требует мобильности, ясности и  большой репрезентативной отдачи исторического знания. Поэтому, входящие в творческую группу исследователи решили собрать в несколько изданий всё то лучшее, что было накоплено человечеством по вопросам обучения и воспитания детей. Отбор и анализ текстов осуществляют опытные исследователи: д.п.н. С.С. Невская, к.ист.н. Л.Н. Беленчук, к.п.н. Е.Е. Никитина.

Особую актуальность имеет тема «Теоретико-методологический анализ стратегий модернизации российского образования ХХ – начала ХХI вв. ». Это поисковое исследование, в котором будут представлены теоретико-методологические подходы к изучению  стратегии модернизации российского образования на протяжении рассматриваемого периода. Исследование по этому направлению осуществляет творческий коллектив в составе М.В. Богуславского, члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора;  К.Ю. Милованова, к. ист. н. и  С.З. Занаева.

На основе целостного анализа стратегии модернизации российского образования на протяжении ХХ века в процессе исследования должны быть сформулированы научно обоснованные подходы к осуществлению прогноза стратегических перспектив развития российского образования на период до 2030 года.

Лаборатория организует деятельность Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО: Председатель Научного Совета М.В. Богуславский, члены Бюро Научного Совета: В.Г. Безрогов, А.В. Овчинников, К.Ю.Милованов (Ответственный секретарь Бюро) и С.З.Занаев.

6-7 июня 2016 года на базе Тверского государственного университета состоится XXХI сессия Научного совета по теме: «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры». К участию в работе Научного совета приглашаются ученые, специализирующиеся в сфере историко – педагогического знания, преподаватели цикла историко–педагогических дисциплин вузов и колледжей, научные работники, авторы пособий по истории педагогики и образования, докторанты, аспиранты, магистранты, учителя и все интересующиеся историко-педагогической проблематикой.

Сотрудники лаборатории организуют деятельность Научно – мемориального Центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н.Скаткина при Институте стратегии развития образования РАО» (руководитель Центра С. С. Невская). В январе 2012 г. на заседании Ученого совета «О роли научного наследия М.Н. Скаткина для современного образования» состоялась передача (дарение) Институту мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми - Е.М. Скаткиной и В.М. Скаткиным. Переданные материалы включают 1127 книг личной библиотеки М.Н. Скаткина и 23 папки рукописей ученого, составившие основу Научно - мемориального центра.

Сотрудниками лаборатории осуществляется координация деятельности и развитие Научной школы Н.А.Константинова – З.И.Равкина «История педагогики и образования» (лидер Научной школы М.В. Богуславский). В пространстве научной школы Н.А.Константинова – З.И.Равкина действует пять поколений историков педагогики и образования, среди них такие известные современные историки педагогики, как Л.А.Абрамова (Чебоксары), В.И.Адищев (Пермь), А.М.Аллагулов (Оренбург), Г.А.Андреева (Коломна), В.Г.Александрова (Москва), Н.А.Асташова (Брянск), А.В. Бабаян (Пятигорск), А.П.Беликова (Москва), Т.Н.Богуславская (Москва), М.Н.Ветчинова (Курск), Г.С.Вяликова (Коломна), М.А.Захарищева (Глазов), И.Д.Карапетян (Ереван), С.Н.Касаткина (Калуга), С.В.Куликова (Волгоград), И.Д.Лельчицкий (Тверь), В.М.Лобзаров (Тверь), Г.Ю.Максимова (Владимир), Н.В.Назаров (Оренбург), В.Б.Помелов (Киров), В.Г.Пряникова (Москва), В.И.Ревякина (Томск), А.А.Романов (Рязань), И.З.Сковородкина (Архангельск), К.Е.Сумнительный (Москва), И.Б.Федотова(Пятигорск) и др.

Список сотрудников:

  1. Богуславский Михаил Викторович - заведующий лабораторией, член – корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.
  2. Безрогов Виталий Григорьевич - главный научный сотрудник, член – корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доцент.
  3. Беленчук Лариса Николаевна - старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.
  4. Занаев Сергей Зандраевич - научный сотрудник.
  5. Милованов Константин Юрьевич - старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.
  6. Невская Светлана Сергеевна – ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук.
  7. Никитина Екатерина Евгеньевна - старший научный сотрудник,  кандидат педагогических наук.

 

.
Joomla 1.6 template