Ломакина Татьяна Юрьевна

Зав. Центром исследований непрерывного образования, доктор педагогических наук, профессор  

Научная биография

После окончания в 1972 г. педагогического института работала в различных звеньях системы народного образования: учителем физики в общеобразовательной школе, преподавателем физики и астрономии в техникуме, старшим инженером в Московском текстильном институте, преподавателем кафедры физики в высшем военном училище, зав. лабораторией НМК по ССО Минвуза СССР, зав. лабораторией Института развития профессионального образования, зав. лабораторией ИТИП РАО.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания физике, а в 2001 г. – докторскую диссертацию по теме «Диверсификация базового профессионального образования».

В Институт теории и истории педагогики РАО Т.Ю.Ломакина пришла сформировавшимся ученым, занимающимся исследованиями в области   развития системы непрерывного профессионального образования.

Научная деятельность

Результаты ее исследований нашли отражение в педагогической науке и состоят в:

разработке концепций: среднего профессионального образования, среднего профессионально-педагогического образования, непрерывного профессионального образования, диверсификации непрерывного образования;

разработке моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования; общероссийской системы оценки качества образования; теоретическом обосновании методологии отбора содержания непрерывных образовательных программ и соответствующих им технологий обучения с учетом различных форм обучения в системе начального и среднего профессионального образования;

разработке методологии моделирования требований к специалистам и выбора обучающимися образовательных траекторий, системы совершенствования педагогического мастерства преподавателя и мастера профессионального образования;

разработке образовательных программ и учебных комплектов по ряду профессий и специальностей для образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих непрерывную подготовку кадров.

Теоретические разработки Т.Ю.Ломакиной положены в основу  ряда государственных документов по реформированию образовательной системы: Совершенствование подготовки среднетехнических кадров в условиях научно-технического прогресса; Перестройка среднего профессионального образования; Федеральная программа развития образования;   концепции и программы  развития регионов по созданию  и апробации организационных систем и технологий оценки качества общего и профессионального образования. 

Т.Ю.Ломакина является продолжателем идей научной школы С.Я.Батышева и А.М.Новикова, руководит работой аспирантов и соискателей, под ее научным руководством защищены семь кандидатских диссертаций и две докторские, руководит экспериментальными площадками.  

Т.Ю.Ломакина участвует в работе   Диссертационного совета Института, является членом Экспертного совета при Президенте РАО,   является директором Национального ЮНЕСКО/ЮНЕВОК Центра в Российской Федерации.

Под руководством Т.Ю.Ломакиной проведены фундаментальные исследования: особенности процесса интеграции непрерывного образования при ступенчатой подготовке кадров, научные основы диверсификации непрерывного образования, управление региональными образовательными системами в условиях передачи их в ведение субъектов РФ, формирование системы качества образования на федеральном и региональном уровнях, взаимодействие государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров и др.

Она руководит крупными проектами по развитию образовательных систем от Минобрнауки России, участвует в научных и издательских проектах Российского государственного национального фонда, проектах Национального фонда подготовки кадров по обеспечению устойчивого развития системы образования.

Ею опубликовано в России и за рубежом более 200 работ, где обосновано развитие системы непрерывного образования, показаны пути и методы формирования профессионально-образовательной траектории, методология отбора содержания непрерывного образования, теоретически обоснована система выбора методов и технологий обучения  и даны практические рекомендации по внедрению системы мониторинга качества образования на разных уровнях управления и др.

.
Joomla 1.6 template