Печать
PDF

Поиск новых актуальных путей развитиядеятельности музеев образовательных организаций проходил на 7 площадках, в том числе  проектирование социокультурной образовательной среды музея образовательной организации, модели деятельности школьного музея по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, их социализации и профессиональному самоопределению, расширение образовательных возможностей школьного музея средствами социального партнерства и взаимодействия с государственными и муниципальными музеями, СМИ.

На Форуме широко обсуждались  инновационные подходы к развитию образовательной среды средствами музейной педагогики, новые формы и методы музейной работы, состоялся обмен опытом руководителей музеев образовательных организаций.

Так, в стенах ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» прошли заседания в двух секциях.

Модератором секции «Модели деятельности школьного музея по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, их социализации и профессиональному самоопределению» выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин, заместитель декана гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО НГПУ имени Козьмы Минина Шляхов М.Ю. На заседании были заслушаны доклады руководителей школьных музеев из Нижнего Новгорода, нескольких районов Нижегородской области, а также представителя «Республиканского центра внешкольной работы» г. Казани Замалетдинова И.В. Наибольший отклик получило выступление руководителя школьного музея п. Комиссаровка Луганской области Сергиенко В.В., которая сообщила о болезненном опыте вооруженного конфликта и необходимости его своевременной рефлексии, в том числе и при помощи средств музейной педагогики. В большинстве докладов участников секции отражались конкретные мероприятия, проводимые в ходе работы с учащимися. Этим был обусловлен специфический отчётный характер докладов. Однако все участники проявили единство по вопросу о необходимости ведения целенаправленного гражданско-патриотического воспитания, его актуальности в сложных современных политических условиях.

В ходе заседания секции «Интеграция формального и неформального образования: методики и формы проведения учебных и внеучебных занятий в школьном музее», модератором которой выступила кандидат философских наук, доцент кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин ФГБОУ ВПО НГПУ имени Козьмы Минина Чепурнова Н.А., был представлен богатый накопленный опыт использования различных форм работы. Об особенностях экскурсионной работы в образовательных организациях сообщили несколько докладчиков из Нижнего Новгорода и Нижегородской области (Кисарова О.В., Кретова Е.А., Кутьина Е.П.). Специфика работы музея с группами младших школьников была отражена в выступлении Крючковой Ю.Р. Интересным опыт поделились коллеги из других регионов Российской Федерации. Представитель «Детско-юношеского центра Волгограда» Лосева И.В., уже второй раз принимающая участие в нижегородском форуме по музейной педагогике, рассказала об уникальном проекте культурно-образовательной деятельности музея истории народного образования Царицына – Сталинграда – Волгограда по работе с различными категориями детей и подростков и продемонстрировала формы и методы работы музея. Гости из Архангельской области Пеньевская В.Н. и Кулакова Ю.С. в своих выступлениях представили как свою образовательную программу по краеведению с обилием наглядного материала, так и разнообразные формы непосредственной работы с различными возрастными группами посетителей. Наибольший интерес участников секции вызвала презентация работы школьного географического музея Данилко И.М. из г. Туймазы Республики Башкортостан, который красочно представил основные направления работы небольшого школьного музея, хранящего минералогическую и археологическую коллекции и активно участвующего в работе туристско-краеведческого объединения. Разнообразие представленных методик проведения учебных и внеучебных занятий осложнило задачу подведения общего итога секционного заседания. Однако участники секции отмечали важную координационную и интеграционную роль школьного музея в образовательной практике.      

Интерес участников вызвали вопросы развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев образовательных организаций, ресурсы музейной педагогики для работы по профориентации учащихся, роль музейной педагогики в истории развития детского общественного движения.

К началу работы Форума организаторами был издан сборник статей и  докладов его участников, освещающих различные содержательные, методические и практические аспекты работы школьного музея в образовательной среде.

В рамках работы Форума состоялась выставка экспозиций музеев образовательных организаций и муниципальных музеев Нижегородской области, работа творческих площадок по музейной педагогике.

Участникам Форума была предложена насыщенная экскурсионная программа, в ходе которой они познакомились с историческими и архитектурными достопримечательностями Нижнего Новгорода, совершили путешествие в г.Городец и с.Дивеево с посещением музеев МБОУ «Средняя школа №2» Городецкого муниципального района, а также МБОУ «Суворовская основная общеобразовательная школа» и ЧОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа» Дивеевского муниципального района.

Подводя итоги трех дней работы Форума, участники отметили высокий уровень организации мероприятия, сочетание   научной части Форума с очень интересной и разнообразной культурной программой, высказались за дальнейшее взаимодействие в рамках инновационной деятельности музеев образовательных организаций.

***

Музейная деятельность сегодня – это не только реальное, практически направленное решение вопроса проектной деятельности, но и важнейший источник информации об истории малой родины, судьбах наших земляков, великих свершениях и подвигах. Важно, что эту своевременность и злободневность ощутили все участники Форума, независимо от их географического положения. Единство наших шагов позволяет надеяться, что система музейной педагогики как составная часть системы патриотического воспитания получит не только возможность развиваться, но и необходимую поддержку. Искренняя благодарность всем организаторам и участникам II Международного форума!

Ярцева Ирина Николаевна,

Почетный работник образования РФ,

директор МБОУ «Лицей №8» г.Нижнего Новгорода

***

Благодарю участников II Международного форума по музейной педагогике за гостеприимство, тот огромный труд, который помог узнать много нового, полезного, набраться опыта. За предоставленную информацию, которая в наше трудное время перемен поможет возродить музейное дело для формирования и воспитания молодого поколения нашего молодого государства.

Сергиенко Валерия Валерьевна,

учитель истории ГОУ «Комиссаровская школа №31»,

Луганская Народная Республика

***

Огромное спасибо организаторам Форума за теплый прием, познавательные секции, за опыт и методические советы. Рады, что были участниками такого мероприятия. Удачи во всем, всех благ!

Атаньязова Гульбагира  Ерсаиновна,

руководитель музея Центра детско-юношеского туризма и экологии,

г.Уральск, Республика Казахстан

***

Замечательно, что в одном месте смогли собраться таланты музейного дела, обменяться опытом, поделиться своими идеями. Хочется пожелать, чтобы было еще больше участников из разных уголков нашей страны и из других стран. Обмен опытом – это великого стоит! Большое спасибо! Надеюсь, что Форум продолжит свое существование.

Кутьина Елена Павловна,

директор МБУК «Народный исторический музей»

Спасского района Нижегородской области

***

Форум!!! Архиважно, архиполезно, подпитка сил! Отличная организация! Организаторам, участникам – спасибо!!!

Новикова Любовь Евгеньевна,

руководитель Детского краеведческого музея

«Савиновские сюжеты в предметах»,

г.Казань, Республика Татарстан

***

Выражаю огромную благодарность организаторам и участникам II Международного форума по музейной педагогике, считаю за честь приглашение участвовать в его работе. Воспитание подросткового поколения – дело государственной важности, тема форума чрезвычайно актуальна. Восхищаюсь работой коллег, узнала много нового, интересного, постараюсь применить многие идеи и находки на практике.

Бузина Валентина Александровна,

заслуженный учитель РФ,

МБОУ Вазьянская СШ им. З.И.Афониной

Спасского района Нижегородской области

Благодарственное письмо

 111 nn 1

111 nn 2

Joomla 1.6 template