Печать
PDF

В апреле на базе ГБОУ СОШ №1212 г. Москвы прошли курсы повышения квалификации по обучению проектированию («Проектная и исследовательская деятельность педагогов и учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения»)  в интенсивной форме. Впервые нами была опробована форма «проектные чтения» для педагогов, которая позволила существенно повысить мотивацию слушателей курсов к обучению.

Цель данной технологии – актуализация ценностей и смыслов профессиональной деятельности участников. Материалом проектных чтений для педагогов послужила статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». В данной статье автор освещает проблемы образования в России XIX века и отвечает на вопрос «К чему вы готовите вашего сына?», раскрывая при этом, что значит, по его мнению, «быть человеком».  Поскольку статья носит характер   философско-мировоззренческий, анализ текста позволил  увидеть отношение педагогов  к таким базовым понятиям педагогики, как «воспитание», «смысл жизни», «самопознание» и пр. Ценностное отношение к данным понятиям  позволило участникам сформулировать проблемы в собственной деятельности и выйти в активную позицию проектировщика.

Помимо режима проектных чтений, разбавленных небольшим количеством лекций по основам проектной культуры, мы ввели интерактивный режим с использованием мастерских, тренингов, деловых игр.

 

1malisheva2

 

Результатом прохождения 4-хдневного интенсива стала смена позиции с исполнительской на организационную примерно у 15% педагогов из группы, что можно считать большой удачей. Все слушатели освоили основные понятия проектной деятельности, структуру проекта, критерии оценки ученических проектов.

По результатам проведения заключительной диагностики слушатели отметили, что:

•             в результате прохождения курса произошло усвоение новых понятий, новых средств и форм педагогической  деятельности, связанных с проектированием (89%);

•             курсы оказали большое влияние на изменение мировоззрения, появился новый взгляд на педагогическую работу (43 %);

•             курсы дали возможность ознакомиться с новой философско-методологической теорией проектирования (28 %);

•             актуализировались и стали более понятными некоторые знания в области проектирования, возможность связать теорию с практикой педагогической деятельности (37%).

 

1malisheva3

 

На сегодняшний день определились четыре лидера, вышедшие в организационно-деятельностную позицию по разработке форм организации проектной деятельности в своей школе; в общей сложности  16 человек включились в разработку групповых педагогических проектов.

В качестве положительных сторон  данной формы  повышения квалификации  педагоги отметили:  отсутствие формализации, диалогичность, интерактивность процесса обучения.

Певгонен Юлия Владимировна, учитель начальных классов: «Понравилось всё. В том числе и учёт большой занятости учителей и их способности обучаться в режиме интенсивного погружения.  Лекционный материал был изложен доступно, но не  в ущерб научности. Практические занятия были интересны и связаны с теорией. Диалоги в ходе занятий помогали и преподавателям, и слушателям лучше понимать друг друга. Большое спасибо администрации школы за организацию этих курсов!»

Авторы статьи: к.п.н. С.И. Краснов,    

Н.В. Малышева,

Институт стратегии развития образования РАО

 

1malisheva1

Joomla 1.6 template