Печать
PDF

Круглый стол «Обществоведческая проблематика в современной российской школе: философские контексты» проводился по инициативе и при участии членов рабочей группы по разработке Концепции модернизации содержания и технологий преподавания обществознания в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Рабочая группа создана недавно, в марте 2016 года; ее возглавил  Председатель Государственной Думы Сергей  Нарышкин. 

В работе круглого стола приняли участие представители академического сообщества, учителя, методисты, авторы школьных учебников и пособий по обществознанию, члены рабочей группы. С докладами, посвященными  модернизации содержания  обществознания, выступили руководитель Центра социально-гуманитарного образования Анна Юрьевна Лазебникова, чл. корр., д.п.н; Рутковская Елена Лазаревна, к.п.н., Лискова Татьяна Евгеньевна, к.п.н., и Французова Ольга Александровна, к.и.н.

Собравшиеся конкретизировали, какие проблемы вызывают запрос на модернизацию содержания  обществознания как предмета. Был сделан акцент на педагогической целесообразности интегрального обществоведческого курса в основной и старшей школе, необходимости обществоведческого образования младших подростков, значимости базовой и углублённой подготовки по предмету в 10-11 классах.

Среди достигаемых предметом образовательных результатов особенно важными с позиций сегодняшнего и завтрашнего дня названы самоидентификация, гражданская идентичность, научное мировоззрение, системное понимание проблем и противоречий современного мира, критическое мышление, которые формируются как в результате изучения компонентов учебного содержания, так и в результате использования системно-деятельностного подхода.

Обсуждая способы повышения практикоориентированности курса, участники круглого стола предостерегли от существенного уменьшения и упрощения материала основных базовых наук курса, высказались за введение новых практикоориентированных блоков, например «основы финансовой грамотности». Выступающие предложили сделать акцент не столько на модернизации содержания, сколько на развитии современных образовательных технологий.

Речь шла и о создании новых учебников и пособий с учетом модернизации преподавания обществознания. Среди актуальных задач – включение в учебники и пособия массива ситуационных задач, кейсов, конкретизацию текста учебника примерами и фактами; разработку тем для дебатов; комплексное использование УМК (электронные приложения с документами и видеоматериалами, практикумы, сборники задач и пр.)

Участники круглого стола обратили внимание на то, что использование новых технологий не должно заменять работу с текстом, поскольку выработка навыков осознанного чтения является одним из важных результатов социогуманитарного образования в школе.

 

lazebnikova phylos

lazebnikova phylos 2

Joomla 1.6 template