Печать
PDF

СЕМИНАР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ

23 марта 2016 г. в Институте образования НИУ  «Высшая школа экономики» состоялся первый семинар из цикла «История советского и постсоветского образования», который продолжил традицию изучения истории образования, начатую в Институте образования академиком РАО Э.Д. Днепровым. Символично, что семинар прошел в конференц – зале имени Эдуарда Дмитриевича.

Семинар  ориентирован на широкую аудиторию заинтересованных ученых-исследователей, студентов, а также всех, кому интересна тематика истории отечественного образования в ракурсе ее дискуссионного освещения. В работе семинара также приняли участие сотрудники и преподаватели НИУ ВШЭ, МГУ, АПК и ППРО, МПГУ, РАНХиГС.

В острой и принципиальной научной дискуссии приняли участие сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: М.В. Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; М.В. Кларин, ведущий научный сотрудники лаборатории общих проблем дидактики, доктор педагогических наук, профессор; Я.С. Турбовской, заместитель заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования, доктор педагогических наук, профессор; К.Ю. Милованов, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования, кандидат исторических наук; С.З. Занаев, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования.

На заседании был заслушан доклад кандидата философских наук, доцентадепартамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ  П.А. Сафронова по теме «О том, чего не было: советская школа как воображаемая величина». Докладчиком  декларировалось, что основные определения «советской школы» – массовая, общеобразовательная, политехническая – были заимствованы из различных (преимущественно западноевропейских) контекстов и представляли собой «монтаж» самых разных традиций. Устойчивость конструкции обеспечивалась внешним образом – системой идеологического контроля, где, собственно, и располагалось место производства так называемой «советской школы». Реактуализация интереса к «советской школе», происходящая в настоящее время, обусловлена тем, что сегодня снова развивается система внешнего контроля, тяготеющая к производству монолитных, «упрощающих» нарративов.

Для обсуждения были предложены  следующие вопросы: Почему сегодня снова нужно изобретать «советскую школу»? «Постсоветская» школа – это отказ от придумывания для школы нового будущего?

В ходе обсуждения М.В. Богуславский, критично относясь к выступлению  П.А. Сафронова, отметил, что на семинаре прозвучала сверхактуальная для современного российского образования проблема возрождения образцов и атрибутов советской школы: от школьной формы до патриотического воспитания и единого учебника, которая нуждается в серьезном научном осмыслении.

 seminar vshe 23 03 16

Joomla 1.6 template