Печать
PDF

28 октября 2015 г. в Институте стратегии развития РАО состоялся дистанционный семинар д.п.н., заместителя заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института Я.С. Турбовского на тему «Экология и образование».

В обсуждении актуальной темы, помимо постоянных участников вебинара, приняли участие д.филос.н., профессор, директор Института стратегии развития образования РАО С.В. Иванова и д.п.н., член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института А.Н. Захлебный. На семинаре был зачитан доклад члена Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике В.И. Круглого, где рассматривались основные направления государственной политики в сфере экологии и образования, защиты населения от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Приветствуя коллег, С.В. Иванова отметила, что темы постоянно действующего дистанционного семинара Я.С.Турбовского всегда актуальны, а их обсуждение научным сообществом, освещение СМИ позволяет учёным быть услышанными и в конечном итоге повлиять на изменение ситуации в школе к лучшему.

С. В. Иванова рассказала о недавно прошедшем форуме «Глобалистика-2015», где также обсуждали проблему экологии образования. В последние 10 лет часто говорится о конечности ресурсов земли, и это так. «Мы вступаем в ответственную эпоху, поэтому бережное отношение к природе должно формироваться с раннего возраста», – считает Светлана Вениаминовна. Необходимо решить актуальные педагогические проблемы: как сформировать сознание школьников, чтобы сохранить зелёной планету, как привить так называемые «зелёные навыки». Поэтому важная методологическая задача – понять суть экологии образования.

А.Н. Захлебный размышлял о взаимодействии природы и человека на протяжении всей истории: человек пришёл от поклонения через покорение к сотрудничеству с природой. Только сотрудничество, устойчивое развитие природы и общества помогут сохранить планету для будущего. И сегодня, с учётом специфики национальных систем образования, у школьников необходимо формировать экологическое мышление.

Я.С. Турбовской подчеркнул актуальность обсуждаемой проблемы экологии и образования, однако отметил, что она «вечно актуальна», а должна выйти на новый уровень. Экология может стать дополнением к предметному образованию, его системной основой. Экологизация позволит включить эмоциональный компонент идеологии в систему образования и станет методологической основой ее коренного преобразования.

В ходе дискуссии с коллегами из Новосибирска, Красноярска и Кургана учёные размышляли о парадигме взаимоотношений мира и человека, уходящей своими корнями к русской религиозной философии; о современной идеологии потребительства, с которой нужно бороться на государственном уровне; говорили о полезном опыте экологической работы в Новосибирском городском педагогическом университете. И, конечно же, все единодушнопришли к истине: задача человека – жить с установкой на совершенство, жить так, чтобы приукрасить, а не изуродовать мир.

В заключение Яков Семёнович высказал мысль, которая могла бы стать эпиграфом к образовательному семинару, посвящённому экологии: природа делает человека зависимым от неё, но и позволяет быть человеком.

T1 T3
v4 Z2
.
Joomla 1.6 template