Печать
PDF

24 февраля 2016 года в Российской академии образования состоялось заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

В повестке дня заседания - обсуждение доклада «Направления повышения качества педагогических диссертаций», подготовленного академиком РАО, д. психол. н., научным руководителем факультета психологии Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»В.Д. Шадриковым; членом - корреспондентом РАО, д. физ.-мат. н., деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Х.Розовым и зам. декана факультета педагогического образования МГУ, д. физ.-мат. н. А.В.Боровских. Также было заслушано сообщение зам. председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Н.В.Бордовской, академика РАО, д.п.н., профессора.

В центре внимания докладчиков – проблемы дефицита научной культуры исследователей, приводящие к снижению качества педагогических диссертаций. Авторы указывали типичные недостатки, и отметили их массовый характер: неоправданный наукообразный формализм изложения, искусственное конструирование противоречий, упоминание большого количества ученых, без указания влияния их конкретных достижений на результаты диссертации, априорная и всегда оправдывающаяся гипотеза, перечисление методов без раскрытия их применения в работе, некорректно поставленный и описанный эксперимент.

Помимо критического анализа, в докладе предлагались способы преодоления сложившейся ситуации. Выделены три направления, которые стали предметом специального обсуждения: специализированные семинары и конференции; специализированные научные журналы; педагогический эксперимент. Выступавшие предлагали принципиально новые решения: например, отказаться от «бумажных» версий журналов и переместить периодику в виртуальное пространство, объединить все журналы в один журнал, что даст возможность повысить его качество. Все научные публикации предлагалось выкладывать в свободный доступ в соответствии с Будапештской инициативой открытого доступа OpenAccess к научно-исследовательским и академическим журналам. Деятельность в этом направлении, по мнению докладчиков, будет способствовать формированию научной культуры исследователей, дадут положительный эффект.

Главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики, член-корреспондент РАО В.М.Полонский в своем отзыве на доклад, в частности, отметил, что по сведениям РГБ, ИНИОН, ВТИНЦ такой мощный ресурс, как диссертационные исследования, востребован всего на 10%. Остальные 90% диссертаций практически не используются. Что касается объединения журналов, то это теоретически возможно, для этого надо решить проблемы, связанные с понятийно-терминологическим полем педагогики, выделить и стандартизировать все возможные рубрики.

Доклад был оценен как глубокий и полезный.

В обсуждении доклада приняли участие практически все присутствующие члены отделения, среди которых немало сотрудников Института стратегии развития образования РАО: д.п.н., академик РАО, гл.н.с. Центра педагогической компаративистики В.П.Борисенков; д.п.н., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией истории педагогики и образования М.В.Богуславский; д.п.н., академик РАО, член Ученого совета Института стратегии развития образования РАО Н.Д. Никандров; д.п.н., чл.-корр. РАО, руководитель Центра стратегии и теории воспитания личности Н.Л.Селиванова. Выступили также директор Института, д.филос.н., профессор С.В.Иванова; д.п.н., заместитель заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования Я.С.Турбовской и научный консультант-координатор с научным сообществом Института, академик РАО Е.В.Ткаченко.

Выступающими были отмечены негативные социально-экономические факторы, влияющие на качество диссертаций, выявлены трудности в работе диссертационных советов, высказаны критические замечания в адрес института научных руководителей (с предложением провести их аттестацию и обучение), подвергнуты критике формальные обсуждения и утверждения тем на ученых советах и кафедрах, дублирование тематики исследований, практика платных публикаций, размытость критериев оценки диссертационных работ. Немало «критических стрел» было выпущено и в адрес ВАКа, вплоть до предложения полной его отмены.

В конце заседания Академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО М.Л. Левицкий подвел итоги обсуждения и заявил, что необходимо продолжать искать пути выхода из сложившейся ситуации, привлекая все заинтересованные стороны. Тема обсуждения путей повышения качества диссертационных исследований будет продолжена.

Joomla 1.6 template