Печать
PDF

11-12 февраля 2016 года в легендарной школе  № 825 г. Москвы при участии центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО и Департамента образования г. Москвы прошли педагогические чтения «Гуманистические концепции воспитания: наследие Владимира Абрамовича Караковского».

В.А. Караковский  – народный учитель СССР, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, создатель «педагогики  сотрудничества», гуманистической школьной воспитательной системы, основанной на общечеловеческих ценностях. Его научные идеи и практическая деятельность оказали огромное влияние на развитие не только педагогической теории, но и практики. И это не удивительно. Сразу после окончания Челябинского пединститута  Владимир Абрамович работал учителем русского языка, завучем, потом директором челябинской школы, затем долгое время, с 1977 по 2011 гг., руководил 825-ой московской  школой – ее по праву называют «школой Караковского».

Сегодня 825-я – это современный образовательный комплекс, включающий начальное, дошкольное и основное отделения. Здесь находится экспериментальная площадка «Традиции и инновации в наследии В.А. Караковского», где  работают учёные нашего Института под руководством д. п. н., члена-корреспондента РАО, руководителя Центра стратегии и теории воспитания личности Н.Л. Селивановой. Наталья Леонидовна в течение многих лет работала с Владимиром Абрамовичем, а их совместно написанная в 1996 г. книга с говорящим названием  «Воспитание! Воспитание? Воспитание…» (авторы –  В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) удостоена премии Президента РФ.

Открывая мероприятие, Н.Л. Селиванова поблагодарила Институт стратегии и развития образования РАО за участие в организации столь значимого события и представила коллегам программу педагогических чтений. Затем  был показан документальный фильм  «Педагогика добротворчества», который позволил встретиться с живым В.А. Караковским, узнать о его трудном военном детстве, о первых непростых шагах в педагогической профессии.

 С докладами выступали те, кому лично посчастливилось работать с выдающимся педагогом: учитель школы №825 М.А. Дрёмов («Summa Караковского: слово об учителе»); заместитель директора по воспитательной работе школы, заслуженный учитель РФ М.А. Исаева («Воспитание эффективно, если оно системно: слово о директоре»); д.п.н. Н. Л. Селиванова («В. А. Караковский: от практики к теории»); заведующий отделом методологии и технологии воспитания ФИРО, руководитель учебно-деятельностного направления компании «Умная школа» Д.В. Григорьев («Недооценённые идеи В.А. Караковского: перспективы для новых исследований и проектов»).

 После пленарного заседания прошла презентация опыта школ и педагогов, развивающих идеи В.А. Караковского.

12 февраля состоялась работа дискуссионных площадок, активное участие в которой приняли сотрудники Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО и педагоги школы № 825. Обсуждались актуальные образовательно-воспитательные проблемы: «Классное руководство: шаг в будущее» (модераторы – научный сотрудник Центра Н.С. Парфёнова и учитель И.В. Семилетова); «Патриотическое воспитание: каким оно должно быть и каким оно быть не должно?» (к.п.н., старший научный сотрудник центра П.В. Степанов и директор школы Ю.Г. Шелухин); «Школа и детско-юношеская организация “Российское движение школьников”: возможности, риски, перспективы» (к.п.н., научный сотрудник Центра В.В. Круглов и  учитель В.В. Зеленова); «Портрет современного школьника: три ключевые черты» (к.п.н., ведущий научный сотрудник центра И.В. Степанова и руководитель Психологической службы школы Н.П. Смольянинова).

В заключение участники чтений говорили о перспективах проектной деятельности, размышляли о концепции гуманистического воспитания в школе завтрашнего дня.

На память ученым и учителям, соратникам и последователям В. А. Караковского, был подарен диск с его  статьями. Как интересно, живо, свежо звучат мысли педагога, который, как и В.А. Сухомлинский, «сердце отдавал детям»! И как своевременны сегодня его слова, которые можно назвать одной из величайших педагогических формул школы прошлого, настоящего и будущего:

«Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет человека,

Без человека – нет народа!»

karak14 11 02 16
karak7 11 02 16
karak8 11 02 16
karak6 11 02 11 16
karak10 11 02 16
karak11 11 02 16
karak13 11 02 16
karak15 11 02 16
karak9 11 02 16
Joomla 1.6 template