Печать
PDF

15-16 октября 2015 г. состоялась Международная научно-теоретическая конференция «М.Н. Скаткин – выдающийся отечественный педагог», посвященная 115-летию учёного. Организаторы – Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Институт стратегии и развития образования РАО.

Первый день большого собрания прошёл в Российской академии образования и начался с торжественного открытия. С приветственным словом к участникам обратились Председатель Оргкомитета конференции, Президент РАО, академик, доктор филологических наук, профессор Л.А. Вербицкая и заместитель Председателя, директор Института стратегии развития образования РАО, доктор философских наук, профессор С.В. Иванова.

Отмечая огромный вклад М.Н. Скаткина во взаимодействие воспитания, образования и педагогической науки, обогащение теории и практики отечественного образования, говоря о его личностных качествах, Л.А. Вербицкая задала тон всей конференции – возникла атмосфера высокого торжества и абсолютной искренности. Людмила Алексеевна напомнила, что деятельностью выдающегося учёного руководила любовь – это главное слово в нашей жизни мы сегодня часто забываем – прежде всего, любовь к детям. Ведь и сам Михаил Николаевич родился и воспитывался в семье, где было 9 детей.

Говоря о широте интересов М.Н. Скаткина, Людмила Алексеевна обратила внимание на большую роль самообразования в формировании его личности, выборе жизненного и научного пути и напомнила, в какой сложный исторический период происходило становление ученого.

Свою речь Л.А. Вербицкая завершила словами искренней благодарности Михаилу Николаевичу «за то, что он жил, за то, что был членом нашей Академии».

Затем из рук Президента РАО сотрудники Института стратегии развития образования приняли награды. Медаль М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» вручена:

Осмоловской Ирине Михайловне, заведующей лабораторией общих проблем дидактики;

Алиеву Юлию Багировичу, заместителю заведующего лабораторией общих проблем дидактики;

Безрогову Виталию Григорьевичу, главному научному сотруднику лаборатории истории педагогики и образования;

Невской Светлане Сергеевне, ведущему научному сотруднику лаборатории истории педагогики и образования, руководителю Научно-мемориального центра деятелей истории и теории педагогики им. М.Н. Скаткина;

Овчинникову Анатолию Владимировичу, начальнику научно-организационного и аналитического отдела;

Разумовскому Василию Григорьевичу, главному научному сотруднику Центра естественнонаучного образования;

Савиной Алиции Казимировне, ведущему научному сотруднику Центра педагогической компаративистики.

Грамотами Российской академии образования награждены:

Дьяконова Людмила Михайловна, научный редактор редакционно-издательского и информационного отдела;

Найдёнова Наталья Николаевна, заместитель заведующего Центром педагогической компаративистики;

Никитина Екатерина Евгеньевна, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования.

Передавая эстафету приветствия С.В. Ивановой, Л.А. Вербицкая сказала: «Я с большой радостью хочу предоставить слово Светлане Вениаминовне, которая очень много сделала для того, чтобы сегодняшний день произошел, для того, чтобы трудный процесс реорганизации Академии очень благополучно закончился».

Обращаясь к коллегам, партнёрам, друзьям в приветственном слове С.В. Иванова подчеркнула, что сейчас, когда завершился процесс реорганизации Института стратегии развития образования РАО и выстраиваются новые отношения с Российской академией образования, очень символично проведение первой совместной конференции.

«У нас в Институте – аура Скаткина, его слово и дело влияют на следующие поколения, – сказала С.В. Иванова. – Ведь сорок три года он входил в наше старое здание на улице Павла Корчагина». И сегодня в Институте, который в своём названии гордо несёт имя Российской академии образования, работают те, кто знали М.Н. Скаткина, благодаря лаборатории общих проблем дидактики продолжает жить его научная школа. Сама же Светлана Вениаминовна бережно хранит со студенческих времён книгу учёного «О школе будущего».

Воспоминания о М.Н. Скаткине стали самой эмоциональной и трепетной   частью конференции. Говорят, что человек жив до тех пор, пока память о нём живёт в его делах, пока о нём помнят люди – родные, друзья, коллеги, ученики. Истинно так. А когда о человеке вспоминают те, кто долгие годы находились с ним рядом, разделяли его взгляды, были его соратниками, воспоминания «оживают», и жизнь побеждает смерть.

Всем, кто вспоминал о Михаиле Николаевиче, не нужно было читать «по бумажке» – память работала без черновиков, набело, речь звучала в высоком стиле.

В рассказе академика В.П. Борисенкова М.Н. Скаткин – скромный тихий и доброжелательный человек; многогранный учёный – педагог-дидакт, культуролог, знаток естествознания; гражданин – внимательный к молодым учёным, воспитывающий будущее российской науки.

«Нужно хранить память о тех людях, которые внесли столь значительный вклад в науку, – сказал Владимир Пантелеймонович. – Это признак уважения и к себе, и к своему прошлому, и к своей стране. То дело, которым занимался учёный, должно вдохновлять молодёжь. Честь и слава педагогической науке и педагогической школе Михаила Скаткина!».

Академик Н.Д. Никандров, вспоминал о требовательности Михаила Николаевича к научным трудам, о его принципиальности, сочетающейся с доброжелательностью. Николай Дмитриевич назвал М.Н. Скаткина Человеком с большой буквы и отметил важность таких мемориальных встреч.

В.П. Тарантей, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы Гродненского государственной университета им. Янки Купалы, ранее бывший аспирантом М.Н. Скаткина, охарактеризовал своего научного руководителя как человека энциклопедического ума, научные исследования которого до сих пор используются не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, и в Европе.

«Я благодарен судьбе за то, что она мне подарила два с половиной года общения с Михаилом Николаевичем. Пусть имя Скаткина живёт в веках!» – торжественно завершил своё выступление Виктор Петрович.

Подарком для гостей и участников Конференции стали выступления детей учёного – Елены Михайловны и Валентина Михайловича Скаткиных, а также его внучки Олеси Дмитриевны. Родственники показали редкие семейные фотографии, рассказали о личной жизни Михаила Николаевича, который был хорошим семьянином, путешественником, ездил на велосипеде, играл на фортепиано и ... любил работать во время отдыха. Несмотря на непростые советские бытовые условия, в его доме двумя важнейшими предметами были пишущая машинка и пианино.

Ю.Б. Алиев, заместитель заведующего лабораторией общих проблем дидактики Института, предложил вниманию коллег фрагмент уникальной записи: Михаил Николаевич говорил о своей научной деятельности и собирании архива. Зазвучал живой голос – тихий, немного глуховатый, но размеренный, рассудительный и твёрдый. Это голос человека, знающего, что он делает нужное дело. Голос, в котором, как верно сказала С.В. Иванова, слышно «доброжелательное отношение к миру». Л.А. Вербицкая, обладающая тонким слухом филолога, отметила речь «с прекрасной интонацией», речь «человека, творчески мыслящего».

Следующий этап Конференции – выступления учёных. Но рассказ заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института, члена-корреспондента РАО М.В. Богуславского о судьбе и педагогической деятельности М.Н. Скаткина нельзя назвать просто выступлением или докладом – это была блестящая ораторская речь. Михаил Викторович на предельной эмоциональной высоте говорил о большом учёном, в самых сложных жизненных обстоятельствах сохраняющем верность науке, о его гражданской смелости. В августе 91-го всех потрясло сообщение о смерти М.Н. Скаткина – под его фото был нарисован православный крест, и кто-то написал: «Не верю!», потому что такие люди уходят, чтобы остаться навсегда.

Завершил М.В. Богуславский свою речь стихами Е.Евтушенко:        

Степи ковыльные, холмы могильные...

Сильные помнят. Не помнят бессильные.

Впасть в историческое беспамятство –

Муромцем быть без щита и без палицы.

Впасть в историческое беспамятство –

Это безвёсельно, это беспарусно.

Можно любить без памяти женщину –

Только не Родину. Память завещана.

Тема памяти звучала и во всех последующих выступлениях: заведующего кафедрой педагогики ТГПУ, члена-корреспондента РАО, д.п.н. А.А. Орлова («Роль М.Н. Скаткина в развитии педагогической науки»); заведующей лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО И.М. Осмоловской («Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие»); главного научного сотрудника лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, члена-корреспондента РАО, д.п.н. В.М. Полонского («Эффективность педагогических исследований в наследии М.Н. Скаткина»); профессора МГОУ, д.п.н., профессора Л.М. Перминовой («Развитие дидактического принципа научности, разработанного М.Н. Скаткиным, в контексте современности»); ведущего научного сотрудника лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, д.п.н. М.В. Кларина («Классическая дидактика М.Н. Скаткина и вызовы современного образования»); заведующей кафедрой педагогики Владимирского государственного университета Е.Н. Селиверстовой («Вклад М.Н. Скаткина в разработку дидактических представлений о развивающей роли обучения (50-е – начало 60-х гг. 20 в.)»; заведующего кафедрой педагогики Орловского государственного университета, д.п.н А.И. Умана («Модели процесса обучения: от М.Н. Скаткина до наших дней»); профессора кафедры педагогики и психологии МГИМО, д.п.н. Е.В. Бережновой («Способы оформления личной позиции учёного в гуманитарном исследовании»); заведующего кафедрой педагогики и педагогического образования Рязанского государственного университета, д.п.н. А.А. Романова («Экспериментальная работа М.Н. Скаткина в Первой Опытной станции НКП РСФСР как основа его научных интересов в педагогике»); начальника научно-аналитического отдела Института стратегии развития образования РАО А.В. Овчинникова («Педагогические поиски М.Н. Скаткина в условиях политической кампании по развитию научного наследия И.П. Павлова (1950-1955 гг.)»; старшего научного сотрудника лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО К.Ю. Милованова («Общественно-педагогические воззрения М.Н. Скаткина и стратегические аспекты развития отечественного образования»).

Завершая первый плодотворный день работы, учёные отметили высокий уровень проведения Конференции, сердечность и душевность атмосферы. Каждому гостю и участнику был подарен мемориальный номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», полностью посвящённый М.Н.Скаткину. Статьи этого номера, по словам главного редактора С.В.Ивановой, раскрывают новые грани личности и научного наследия всемирно известного отечественного дидакта, который сегодня для Института – «образец научной продуктивности, честности и принципиальности, самоотверженного служения науке».

IMG 1 ok 07 t vruchenie
02 t ok 10 t iv ok
ver1 ver2
IMG 1514 2 ok IMG 1536 5 ok
bor3 nik4
20151015 134200 ok  IMG 1510 7

 

На следующий день,16 октября, в здании Института стратегии развития образования РАО состоялась презентация Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики им. М.Н.Скаткина, создание которого началось в 2012 г. с передачи (дарения) Институту архива учёного его детьми. Сегодня в фондах находятся материалы деятелей образования, а также их персональные библиотеки.

Представляя Центр, С.В. Иванова отметила вклад в его развитие лаборатории истории педагогики и образования. Впереди – издание книг, неопубликованных статей М.Н. Скаткина, продолжение изучения и осмысления его творческого наследия, «без которого не состоится ни один педагог». «Нам не хватает знаковых имён в педагогике, – считает Светлана Вениаминовна. – Таким именем может стать имя Михаила Николаевича Скаткина».

М.В. Богуславский назвал М.Н. Скаткина «нравственно-педагогическим камертоном Российской академии образования» и подчеркнул, что трудно переоценить его открытия, в частности, связанные с педагогическим прогнозированием и политехническим образованием. Однако Михаил Викторович отметил, что Центр – это не только архив Скаткина, но и научный мемориал деятелям педагогики.

Руководитель Центра С.С. Невская рекомендовала его гостям как «маленькую ячейку нашей великой отечественной педагогики» и во время экскурсии показала личные записи М.Н. Скаткина, уникальные книги по философии, логике, педагогике из его библиотеки, изданные в советское время и в дореволюционные годы. Внимательно рассматривая старые издания, С.В. Иванова с неподдельным волнением перелистывала страницы знаменитого скаткинского учебника по природоведению, по которому училось не одно поколение советских школьников.

Затем на пленарном заседании с докладами выступили научный сотрудник музея г. Обнинска И.Л. Ефимова, («М.Н. Скаткин – сотрудник Калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса (по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)»); С.С. Невская («С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и М.Н. Скаткин: дискуссия о политехнизме»); научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО С.З. Занаев («Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 20-е годы»); доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета Е.В. Неборский и доцент кафедры педагогики и педагогической психологии В.В. Неборская («Педагогическое наследие М.Н. Скаткина и проблемы университетского образования (сравнительно-сопоставительный анализ)».

Подведение итогов показало, что подобные мемориальные научные собрания имеют огромное значение и для сохранения наследия выдающихся учёных, и для развития современной науки. А впереди – новые конференции, посвящённые С.Я. Батышеву, З.А. Мальковой, Э.Г. Костяшкину.

muz1 IMG 6035
IMG 6016 ok IMG 6031 ok
IMG 6070 ok IMG 6058 oko
IMG 6071 ok IMG 6076 ok
muz2 sin

                                                                                                   Материал подготовила

                                                                                                   Надежда Кутьёва

 

.
Joomla 1.6 template