Печать
PDF

28 сентября 2015 года в Институте  стратегии и развития образования состоялось заседание Круглого стола, посвященного 190-летию В.И. Водовозова (1825-1886) – выдающегося педагога, филолога, переводчика, владеющего десятью языками, детского писателя http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography

za stolom1

Круглый стол открыла  д.филос. н., профессор, директор Института С.В.Иванова. В приветственном слове Светлана Вениаминовна подчеркнула значимость для педагогического и филологического образования проблемы внимания к персоналиям. «Когда мы перестаём помнить о научном наследии наших предшественников, бываем к нему невнимательны, мы начинаем меньше его понимать. Поэтому для нас такие имена, как Василий  Иванович  Водовозов, очень важны».

SiV2

Значение Круглого стола, по мнению С.В.Ивановой, заключается и в самом обсуждении творческого наследия учёного, и в том, что материалы выступлений в память  о нём будут размещены на сайте и в журналах нашего Института.

«Польза общественная, –  писал молодой Водовозов в одном из своих писем, –  будет всегда моим девизом, и я надеюсь принести каплю пользы при стараниях… а у меня кроме стараний есть еще любовь к науке». И действительно, общественная деятельность занимала в жизни Василия Ивановича огромное место: он  выступал с публичными чтениями и рефератами,  работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и т.п.

О многообразной деятельности учёного, в том числе – общественной, о его яркой, талантливой и многогранной  личности рассказал д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института  М.В. Богуславский в докладе «В.И. Водовозов – видный педагог и общественный деятель».

boguslavskij3

 

В сообщении М.В. Богуславского  В.И. Водовозов предстал  русским интеллигентом,  человеком, оказавшим огромное влияние на формирование культуры своих учеников и отечественной культуры в целом. Не случайно К.Д. Ушинский, пригласивший работать педагога-новатора в Смольный институт, так рекомендовал его  воспитанницам: «У меня в виду имеется для вас превосходный преподаватель. И если в учителе вы ищете доброты – по-моему, одного ума достаточно, – так ваш будущий учитель в то же время и очень добрый человек… Он научит вас работать, любить чтение, познакомит не только с названиями великих произведений, но и с их содержанием и с идеями автора».

В.И.Водовозов известен как выдающийся теоретик литературы и методист-словесник, и сегодня не утратили актуальность для педагогической науки и школьной практики его статьи и книги: «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование?» (1859), «Тезисы по русскому языку» (1861), «Новая русская литература» (1866), «Словесность в образцах и разборах» (1868), «О воспитательном значении русской литературы» (1870), «Книга для первоначального чтения в народных школах» (1871), «Древняя русская литература» (1872) и др.

Именно этой обширной сфере деятельности учёного были посвящены интересные доклады доктора филол.н., ведущего научного сотрудника Центра филологического образования Института стратегии и развития образования РАО Б.А. Ланина на тему «Роль В.И. Водовозова в разработке методических канонов литературного образования» и  к.п.н., старшего научного сотрудника лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии и развития образования РАО  Е.Е. Никитиной на тему «Методическая концепция обучения чтению в трактовке В.И Водовозова: традиции и новации».

lanin4 ekaterina5

 

            Завершился Круглый стол творческой дискуссией, в ходе которой обсуждались проблемы методических концепций и развития научных взглядов в системе образования XIX века, перспективы использования в современном преподавании идей и методических подходов Василия Ивановича Водовозова.

zal6 zastoilom7
sv mv8  

Доклад М.В. Богуславского

Доклад Б.А. Ланина

Доклад Е.Е. Никитиной

Стенограмма

.
Joomla 1.6 template