Печать
PDF

В Институте стратегии развития образования РАО состоялся очередной дистанционный семинар доктора педагогических наук, заместителя заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования Якова Семеновича Турбовского на тему «Если отечественное образование находится в состоянии кризиса, то в чем это проявляется, и каковы возможности и пути его преодоления?».Семинар проходил в форме вебинара,в котором участвовали педагоги,психологи,философы Москвы,Новосибирска и Красноярска.

Московскую науку представляли академик РАО,научный консультант-координатор по взаимодействию с научным сообществом Института стратегии развития образования Ткаченко Е.В.;член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии образования

Лукацкий М.А.; доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии Института стратегии развития образования Невская В.И.; доктор психологических наук Григорович Л.А. В веб-дискуссии принимали участие коллеги из Научно-исследовательского института философии образования Новосибирского государственного педагогического университета: директор института, доктор философских наук Наливайко Н.В. и декан факультета психологии, кандидат психологических наук Андронникова О.О.

Открывая семинар, Я.С. Турбовской обозначил ключевые проблемы: почему больше 40 лет говорят о кризисе образования, но не объясняют, в чём он заключается? Почему мы постоянно реформируем образование, но не видим результата реформ? Не является ли термин "кризис" сугубо эмоциональным и гипертрофированным?

Е.В. Ткаченко, размышляя над обозначенными проблемами, акцентировал внимание на системе профессионального образования, основной целью которой в советское время была ликвидация социального сиротства и которая действовала в этом направлении весьма успешно.Однако либеральные реформы после распада Советского Союза фактически развалили эту систему,что привело сегодня к катастрофическому дефициту рабочих кадров и различным экономическим и техногенным угрозам. Этот реальный кризис,по мнению Евгения Викторовича,возник в итоге непродуманной образовательной политики.

Иную точку зрения высказал М.А. Лукацкий: сегодня кризиса в отечественном образовании нет, но есть множество проблем, которые, если их не решать, могут привести к очередному кризису.

Л.А. Григорович считает, что современное российское образование находится в посткризисном состоянии. В 1991-м году, когда «убрали» его фундаментальную - идеологическую - составляющую, наступил острый кризис. Сегодняшнюю ситуацию можно исправить, для этого нужно модернизировать педагогическое образование, усилить внимание к педагогической науке, содействовать развитию системы образования взрослых-родителей и тех, кто исполняет их функции. Этой же точки зрения придерживается О.О. Андронникова, которая считает, что такое состояние соответствует глобальным процессам, поскольку передовые страны также признают, что в их системе образования – кризис.

Н.В. Наливайко говорила о появившейся в последние десятилетия тревожной тенденции изменения нравственных ценностей,причем в провинции она ощущается острее.

Подводя итоги дискуссии, Я.С.Турбовской отметил парадоксальность сложившейся ситуации: «Если кризис есть, то мы должны знать, что делаем всё для его преодоления. Если же ничего не происходит, то кризиса скорее нет – есть проблемы». В условиях глобализационных процессов, считает Яков Семёнович, прежде всего, нужно воспитывать человека, способного творчески решать задачи, при этом следует вопрос «кто виноват?» заменить на «что делать?».

1t 5t
2t 3t
6t 7t
.
Joomla 1.6 template