Печать
PDF

В Российской академии образования состоялось заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики. Заседание вёл академик-секретарь Отделения М.Л.Левицкий.

1

С докладом «Основные направления научно-практической деятельности Научного проблемного совета по сравнительной педагогике» выступила председатель Совета, доктор философских наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО С.В.Иванова. Светлана Вениаминовна отметила, что в условиях глобализации современного общества изменились подходы и задачи в теории компаративистики. Компаративистика как отдельная отрасль педагогической науки перестала иметь основной задачей изучение национальных систем образования и представление их учёным-педагогам и всему педагогическому сообществу. Исследования компаративистов изменяют свой характер: наряду с изучением зарубежных теорий обучения и воспитания и конкретных образовательных практик отдельной задачей стало изучение образования в глобальном мире, мирового образовательного пространства, тенденций его формирования с учётом геополитических реалий. Однако вполне компаративистскими являются историко-педагогические исследования, охватывающие не только различные исторические периоды, но и разные страны, и целые цивилизации. С.В.Иванова отметила, что Россия участвует во всех международных исследованиях в области образования, чем можно гордиться.

2

Такие исследования «принципиально компаративистские, хотя тестологи не считают себя компаративистами, а учёные, причисляющие себя к стану компаративистов, далеко не всегда замечают результаты международных исследований, не строят на этом свои сопоставительные аналитические работы. То же можно сказать об изучении международных рейтингов – это важная тема для внимания компаративистов в современном мире». Текст доклада

Доклад вызвал оживлённую дискуссию, в ходе которой были высказаны мнения о деятельности Научного совета.

4 a

Академик В.П.Борисенков отметил нацеленность на обновление её содержательной стороны. Академик А.Н.Джуринский сказал о стремлении к серьёзному научному анализу, о том, что Совет становится заметным участником международного сообщества компаративистов. Академик Н.Д.Никандров высказал пожелание повысить внимание к сравнительным исследованиям тех, кто принимает решения в области образования. Академик В.В.Рябов продолжил эту мысль предложением разумного сочетания использования зарубежного и отечественного опыта в исследованиях и научных отчётах.

Член-корреспондент Б.Л.Вульфсон, один из основателей научной школы сравнительной педагогики, призвал учёных, которые занимаются исследованием образования в глобальном мире, не отказываться от педагогического страноведения.

5 

Борис Львович назвал проблему соотношения политики, идеологии и педагогической науки «вечным вопросом» и предложил совместно разработать курс сравнительной педагогики для педагогических вузов.

Академик Е.В.Ткаченко отметил необходимость продолжения сравнительного изучения образования в разных странах. Академик Г.Н.Филонов порекомендовал при организации исследования в области педагогики в современных геополитических условиях внимательней относиться к выбору иностранных партнёров.

6  

    В заключение М.Л.Левицкий дал высокую оценку заседанию, в ходе которого произошло не только определение основных направлений научно-практической деятельности Совета по сравнительной педагогике, но – что самое важное – были представлены новые методологические основания к исследованиям.

 

.
Joomla 1.6 template