Печать
PDF

altО НАУЧНОМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА РАО ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ

24 октября 2014 года в Институте стратегии и теории образования РАО сотрудники Лаборатории теории воспитания (зав. лаб. член-корреспондент РАО, д.пед.н., проф. Н.Л.Селиванова) провели научный семинар, посвященный памяти выдающегося отечественного ученого-педагога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой. Темой научного теоретического семинара, организованного в форме круглого стола и в режиме свободной научной дискуссии стал «Системный взгляд на воспитание сегодня».

Научная разработка темы семинара является логическим следствием многосторонней и многолетней деятельности лаборатории теории воспитания по анализу основополагающих проблем в сфере теории и практики воспитания. Это проблемное поле тем, обсуждаемых на Летних научных школах Лаборатории теории воспитания, продолжение встреч и методологических дискуссий ученых, уже давно и плодотворно работающих в данном направлении теории и истории педагогики. Активными участниками семинара стали педагоги, ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Владимирской области, Тулы и Тульской области, Твери, Нижнего Новгорода, Воронежа, Ульяновска, Йошкар-Олы, Челябинска, Тольятти, Новосибирска, объединенные научным наследием Л.И.Новиковой.

В рамках концептуальных идей Научной школы Л.И.Новиковой в проблемную дискуссию по наиболее актуальным вопросам текущего состояния и развития теории воспитания включились деятели науки (член-корр. РАО, д.пед.н., Мудрик А.В., д.пед.н., проф. Демакова И.Д., д.пед.н., проф. Поляков С.Д.. проф. Лизинский В.М. и др.) в системе высшего образования, научные сотрудники и региональные руководители системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, дополнительного и профессионального образования, заведующие кафедрами педагогики крупнейших вузов России. В работе научного семинара приняли участие сотрудники Института развития  образования Высшей школы экономики (Москва), кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации,  подготовки и переподготовки педагогических кадров (Москва), Кафедры воспитания и дополнительного образования Челябинского института ПК и ППРО,  Владимирского ИПК и ППРО, Тульского ИПК и ППРО, кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова».

Среди ключевых дебатировавшихся вопросов теории воспитания, ученые, выступившие на семинаре, отметили особую остроту и актуальность следующих. Каковы достоинства, перспективы и возможные ограничения классических постулатов теории систем и системного подхода в современной научной парадигме? В чем заключается системный взгляд на воспитание? Постулируется ли сегодня необходимость системного подхода в воспитании как общественном явлении? Каков сегодня системный подход в воспитании, в чем его социальная роль и научная перспектива? Как системный взгляд на воспитание проблематизируется? Исчерпала ли себя теория воспитательных систем? В чем  будущее этой теории? Предназначена ли современная школа как социальный институт для трансляции социокультурных межпоколенческих ценностей? Как происходит эволюция идей, смыслов и ресурсов системного подхода в воспитании при имеющем место кризисе неклассической рациональности науки? Каковы актуальные феномены системно-деятельностной методологии и допустимо ли сегодня рассматривать деятельность педагога как систему в формате данной методологии? Каково место воспитания в стратегиях развития современных образовательных систем?

Все без исключения выступавшие отмечали исключительно важный личный научный вклад Людмилы Ивановны Новиковой в становление и развитие системного подхода в сфере воспитания. С годами значение идей Людмилы Ивановны Новиковой становится все более актуальным для основ научного гуманитарного знания в сфере воспитания, приобретает особую научную и социально-педагогическую перспективу для развития системы образования в России.

Лаборатория теории воспитания выражает признательность всем участникам научного семинара и благодарит руководство Института стратегии и теории образования, директора Института, д.пед.н., проф. Иванову С. В. за поддержку в проведении научного семинара, посвященного памяти Людмилы Ивановны Новиковой.

Материалы (тезисы выступлений) участников семинара будут опубликованы в очередном номере научно-практического журнала «Вопросы воспитания» (Российская академия образования – Московский социально-психологический университет) www.mpsu.ru.

alt alt
alt alt
alt  

 

.
Joomla 1.6 template