Печать
PDF

 

 

21 марта 2013 г. в  библиотеке Центра современной российской истории  (Тверская,21) прошло заседание Дискуссионного исторического клуба на тему:

«П.Н.Игнатьев: реформа среднего образования 1915-16 гг.»

Для обсуждений организаторами были выдвинуты вопросы:

– Почему реформа П.Н. Игнатьева, предпринятая им в 1915-1916гг., практически забыта?

– Была ли она провальной или, наоборот, многое из его предложений было важно и своевременно?

– Насколько в целом было рационально производить реформу образования именно в годы войны, и в чём именно просчитался Игнатьев, предлагая свой - при нём не реализованный - проект?

Вел обсуждение депутат Московской городской думы М.И.Москвин – Тарханов.

С основным докладом выступил М.В.Богуславский - зав. лабораторией истории педагогики и образования ИТИП РАО, член – корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

 

 Докладчик осуществил научно-педагогический анализ общественно-политической ситуации тех лет, показал вклад реформы П.Н.Игнатьева в развитие образования страны, определил перспективы использования потенциала этой реформы.

Прогностичной чертой проекта реформы П.Н.Игнатьева являлось взаимосвязанное рассмотрение задач обучения и воспитания. Это должно было найти свою реализацию в выдвижении общих для всех предметов целей, осуществление которых обеспечивалось бы соответствующим содержанием среднего образования. При подготовке культурных, образованных людей предусматривалось не только учить их наукам, но и воспитывать в соответствии с идеалом государства. Воспитательная программа должна была осуществляться как через содержание образования и организацию учебного процесса, так и через систему специальных воспитательных мероприятий, проводимых школой. В качестве критерия для отбора содержания образования была выдвинута задача формирования у школьников национального самосознания, любви к Родине, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу. Для этого предполагалось коренным образом изменить характер преподавания не только ведущих (русского языка и литературы, отечественной истории и географии России), но и всех остальных дисциплин, а также широко использовать в преподавании местный краеведческий материал.

         В качестве важнейшей задачи реформы выдвигалась идея создания «самодовлеющей школы», которая в полной мере подготавливала бы к последующей жизни, «давая общее законченное образование, открывала бы своим питомцам дальнейшие пути применения способностей и приобретенных познаний, а не влекла бы искусственно в высшую школу».

В дискуссии по докладу приняли участие сотрудники лаборатории истории педагогики и образования: к.и. н. К.Ю.Милованов, М.В.Богуславский, к.п.н. А.В.Кудряшов, С.З.Занаев (на фото слева направо)

.
Joomla 1.6 template