Печать
PDF

18 февраля 2016 г. состоялся вебинар д. п. н., профессора Я.С. Турбовского на тему «Педагогическая предназначенность формирующего потенциала философии в условиях глобализации».

Семинар открыла д. филос. н., профессор, директор Института стратегии развития образования РАО С.В. Иванова. Говоря о значении в условиях глобализации общества философии как науки и учебной дисциплины, Светлана Вениаминовна с сожалением констатировала, что на высоком образовательном уровне обсуждается возможность исключения философии из кандидатского минимума. Подобные заявления, считает С.В. Иванова, – это неправильно, так как данная наука – не только история философских учений, она – основа методологии всех гуманитарных знаний, в том числе педагогических.

Отметив сложность темы семинара, в ходе которого будут рассмотрены проблемы существования философии, место философствования в современном мире, Светлана Вениаминовна пожелала всем интересного и «прекрасного обсуждения».

Что же будет с философией как с наукой? Об этом эмоционально размышляли коллеги из Новосибирска. По мнению постоянного участника вебинара, д. филос. н., профессора Новосибирского государственного педагогического университета Н.В. Наливайко, в условиях глобализационных процессов и кризисных явлений, происходящих в современном мире, сложно доказать, что образование требует философского осмысления. Однако мировоззренческая функция педагогики, в основе которой лежит философия, сегодня крайне необходима.

О.В. Олейникова, говоря о взаимодействии педагогики и философии, заметила, что сегодня студенты больше озабочены вопросами бытового характера, а не поисками смысла бытия. В связи с этим актуален один из постулатов Ж.-П. Сартра: личность становится личностью, если она озадачена решением трансцендентных задач.

Защищали философию и московские учёные. Заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии и развития образования, д. п. н. М.А. Лукацкий подчеркнул, что именно эта наука воспитывает и должна воспитывать думающего человека.

О.В. Довженко, ссылаясь на Ю.М. Лотмана, напомнил, что человек живёт внутри «мыслящих миров», и один из них – культура. Однако реалиями современного мира стали новые электронные технологии, бессмысленное использование гаджетов, утрата личностью способности к рефлексии. Поэтому, чтобы не потерять человека, необходимо перейти к ориентированной на него социокультурной модели университета.

Хорошее психологическое здоровье у современных философов в условиях дихотомии культурных установок констатировала д. психол. н. Л.А. Григорович. Если пользоваться психологическими терминами, философия – это «фон для фигуры науки», которая также может порождать новые фигуры.

Завершая вебинар, Я.С Турбовской отметил большое значение изучения философии в вузах. Однако, чтобы студенты не оценивали этот предмет как скучный, нужно изменить концепцию его преподавания, сделать уклон на личный мыслительный опыт, через эмоции формировать у учащихся достойное отношение к знаниям.

veb2 18 02 16
veb3 18 02 16
veb4 18 02 16
veb5 18 02 16
Joomla 1.6 template