Печать
PDF

21 января 2016г. в Институте стратегии развития образования РАО состоялся вебинар Я.С.Турбовского «Целевая предназначенность учебного предмета “педагогика” в процессе профессиональной подготовки и формирования педагога в высших и средних учебных учреждениях».

Я.С.Турбовской обозначил проблемы для обсуждения: особенную предназначенность педагогики в профессиональной учителя, изменения в системе педагогического образования, пути повышения  квалификации педагога.

Отвечая на поставленные вопросы, доктор философских наук, директор Института стратегии образования РАО С.В.Иванова отметила, что на педагогику стоит посмотреть «особыми глазами», потому что на этом предмете «начинается и заканчивается интерес к профессии и формирование компетенции учителя-профессионала». Специфика педагогического образования заключается в том, что «готовится и специалист по предмету, и педагог», но если учитель «не владеет методами и приёмами, не любит детей, не умеет и не хочет донести до них знание, то каким бы талантливым биологом, математиком, филологом он не был, ничего у него не получится». И наоборот: «талантливый педагог может сделать с детьми очень многое, он умеет их влюбить в предмет».

Светлана Вениаминовна выразила сожаление по поводу того, что встречаются преподаватели вузов, которые не следят за научной периодикой, «ни разу за свою жизнь не повышали квалификацию или делали это только один раз», не любят свою дисциплину, неверно мотивируют студентов, говоря им: «Я знаю, мой предмет вам не нужен, но, будьте добры его изучать, потому что вы будете сдавать зачёт». Такого быть не должно. Предмет педагогики, как и искусства, - личностно-ориентированный по своему содержанию. И сегодня, подчеркнула С.В.Иванова, «нашим научным сообществам стоит подумать о концептуальном оформлении этого предмета в вузовском образовании».

Доктор педагогических наук Л.М.Перминова в своём выступлении размышляла о проблеме модернизации дидактической подготовки современного учителя, о том, «что следует внести в содержание современной педагогики, чтобы учитель был действенной фигурой, вернуть ему социокультурную миссию». Людмила Михайловна подробно рассказала о своём многолетнем опыте преподавания в педагогическом вузе, о том, как в теории, разрабатывая программы и учебные пособия для самостоятельной работы студентов, и на практике она реализовывала дифференцированный подход к образованию студентов.

Доктор психологических наук Л.А.Григорович говорила о стратегической функции педагогики в педагогическом образовании. В отличие от методик предметного обучения, которые «в большей степени решают тактические задачи», именно эта дисциплина «должна определять стратегию формирования профессионального мышления, профессиональной позиции, профессиональной компетенции». Для решения такой задачи «нельзя отказываться от теоретической части педагогики, от тех закономерности обучения, воспитания, которые этой наукой наработаны. Огромную роль здесь играет история педагогики». Любовь Алексеевна обратила внимание коллег на то, что очень сложно разработать адекватные критерии, по которым будет оцениваться сформированная компетентность, и «только научное сообщество может помочь решить эту задачу, потому что практикам это сделать крайне тяжело». Современные студенты часто уже «наполнены житейской педагогикой», так как имеют свой опыт работы в школе. Поэтому, по мнению Л.А.Григорович, формирование профессионального педагога  – это ещё одна актуальная задача, которая «требует не только теоретическо-методической подготовки, но и большой психологической составляющей».

Доктор педагогических наук М. И.Макаров напомнил коллегам, что дискуссия о педагогике как фундаментальной науке не нова: она началась ещё в 19 веке. А в середине 90-х этот дискурс отошел на второй план, уступив место «педагогическим теориям», «системным технологиям», «философии образования», «введению в профессиональную деятельность», «педагогической антропологии». Сегодня необходимо вновь осмыслить ситуацию, потому что «педагогика как наука в нашем российском обществе переживает второе рождение, несмотря на то, что в Европе от неё вообще отказались».

Продолжая актуальную дискуссию, С.В Иванова высказала мнение, что стоит обратить внимание на западный опыт, который учитывает постмодернистские идеи. «Сегодняшний ребёнок учится писать не ручкой, а на гаджетах. Прогресс нельзя отменить, поэтому предмету “педагогика” нужно вернуть его ориентацию на жизнь и жизненные реалии», – заключила Светлана Вениаминовна.

В заключение Я.С.Турбовской отметил, что есть объективные факторы, которые влияют на качество преподавания педагогики в вузе: во-первых, необходимо обратить внимание на рабочие программы и высказать им свои замечания; во-вторых, в современных условиях «и философам, и методологам, и теоретикам, и методистам нужно объединять усилия, чтобы быть услышанными государством и обществом».

DSC 0232
DSC 0243
DSC 0253
DSC 0283
DSC 0274
DSC 0244
Joomla 1.6 template